Psfine

Позитивная психология

Материалы » Возрастная динамика смысла любви » Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви. Смысл любви для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар

Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви. Смысл любви для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар
Страница 6

Результаты исследования позволили выделить неадекватные установки в сфере близких отношений, свойственные старшеклассникам:

страх отвержения и в силу этого нежелание строить близкие отношения у молодых людей;

противопоставления секса и семьи в сознании старшеклассниц и понимание секса как игры, не требующей принятия и заботы в ментальности молодых людей;

представление о возможности самореализации в отношениях исключительно того, кто в этих отношениях доминирует (творчество как власть) у девушек;

установка на счастье в любви как получение у молодых людей.

Наиболее значимыми потребностями, реализация которых связывается с любовью, оказались потребность в принятии, понимании, сексе и защищенности.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить наиболее значимые аспекты любви для старшеклассников, определить типы мужчин и женщин, выделяемые ментальностью, конкретизировать неадекватные установки на близкие отношения, присущие молодым людям и девушкам в 15-17 лет.

Результаты исследования позволили обосновать необходимость и разработать курс по психологии любви для учащихся 9-11 классов (Приложение 6). Учебные предметы, включающие молодых людей в мир конкретной науки, не всегда позволяют и дают достаточно времени для познания себя, определения собственного жизненного пути. Курс по психологии любви дает старшеклассникам возможность лучше понять себя, свои потребности, интересы, ценности. Курс позволяет реализовать ведущую в данном возрасте потребность в самоопределении в такой сфере жизни как близкие отношения и любовь. Курс "Психология любви" учебной программой не предусмотрен (он может быть реализован как факультатив или в рамках программы по обществознанию). Поэтому при разработке такого курса особо значимым оказалось выделить главное, наиболее важное для старшеклассников в сфере близких отношений. Разрабатываемый курс "Психология любви" включает занятия, с одной стороны, по принятию, пониманию себя и созданию для себя чувства безопасности, с другой стороны, развивает навыки позитивного общения: умение понимать, принимать, делать общение безопасным для другого человека. Отдельно в рамках данного курса обсуждаются сексуальные отношения и их взаимосвязь с любовью и семьей. Были выделены следующие смысловые блоки:

Блок 1. Представления о любви в различных культурах. Философские и психологические представления о любви. Использование опыта различных культур, философских и психологических идей для понимания собственных переживаний.

Блок 2. Влияние средств массовой информации на представления о любви, сексе, семье. Индивидуальный выбор - основа счастливой любви.

Блок 3. Понимание и принятие себя – основа построения позитивных близких отношений. Хочешь быть любимым – люби!

Блок 4. Экологичное общение. Понимание и принятие другого человека как необходимый аспект любви.

Блок 5. Секс, любовь и семья.

Для каждого блока были подобраны психологические упражнения. Курс прошел частичную апробацию на баз школы - гимназии №123 г. Барнаула.

На следующем этапе исследования испытуемыми являлись студенты Алтайского государственного университета различных специальностей в возрасте 18-20 лет в количестве 75 человек. При анализе мужской ментальности были выявлены четыре типа женщин, значимых в сфере близких отношений.

Результаты факторного анализа:

Цвета

F1

F2

F3

F4

F1

F2

F3

F4

1

1,40

1,03

-1,28

0,64

-0,36

0,82

0,21

0,00

жена

2

1,32

-1,91

1,02

1,21

0,11

0,87

-0,14

0,39

любовница

3

-1,33

0,01

-0,02

0,95

-0,60

0,57

0,42

0,02

хозяйка

4

-1,08

0,36

0,28

1,17

-0,05

0,92

-0,07

0,27

кокетка

5

-0,21

-1,23

-1,12

0,64

0,73

-0,45

0,25

0,00

стерва

6

-0,07

-0,34

0,77

-1,11

-0,58

0,75

-0,06

0,12

женщина-мать

7

1,90

1,29

-0,82

0,65

-0,60

0,70

-0,02

0,23

женщина-ребенок

8

-0,22

0,96

-0,28

-1,75

0,86

0,07

-0,33

-0,17

роковая женщина

9

0,09

-0,66

0,18

-1,55

-0,40

0,75

0,04

-0,36

женщина-друг

10

-0,05

-0,63

1,68

-0,14

-0,41

0,78

-0,13

0,00

принцесса

11

-0,65

0,82

0,44

1,22

-0,59

0,70

-0,07

0,22

мечтательница

12

0,91

0,60

1,62

-0,07

0,91

-0,22

0,13

-0,01

проститутка

13

0,13

-1,78

-1,87

-0,68

0,66

-0,55

0,22

0,03

эгоистка

14

-0,38

0,27

-0,28

-0,50

0,16

-0,22

0,15

-0,92

интеллигентка

15

0,04

0,81

0,26

-1,01

0,08

-0,05

0,94

-0,16

бизнес-леди

16

-1,79

0,40

-0,58

0,33

4,44

5,93

1,42

1,38

Факторные веса

0,30

0,40

0,09

0,09

Доля объясняемой дисперсии

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Виды, формы межличностных отношений
Чтобы лучше ориентироваться в многообразии отношений, имеет смысл обратиться к существующим в психологической литературе классификациям. Разные исследователи выделяют для классификации отношений большое количество параметров, что создает определенные трудности при отнесении отношений к тому или иному виду. Нередко одни и те же отношения ...

Анализ и оценка результатов диагностики тревожности у детей подросткового возраста на формирующем этапе эксперимента
После разработки и использования практических рекомендаций по коррекции агрессивности проявляющейся у мальчиков и девочек подросткового возраста была проведена контрольная диагностика. Таблица 6. Результаты методики «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса» диагностирующей уровень и характер тревожности связанной со ш ...

Таблица-схема «Постулат непосредственности» и способы его преодоления в различных психологических школах [11, 18]
Психологические школы Основные методологические принципы Способы преодоления «постулата непосредственности» Ассоцианистическая психология Принцип непосредственности. Согласно основным положениям представителей этого течения, все содержание нашей пихики определяется на основе непосредственной связи, ассоциации между наши ...