Psfine

Позитивная психология

Материалы » Возрастная динамика смысла любви » Системный анализ феномена "любви". Место категории "любовь" в системе психологических категорий

Системный анализ феномена "любви". Место категории "любовь" в системе психологических категорий
Страница 4

Координация: эмоциональные явления позволяют сосредоточить все процессы на предметном содержании, имеющем эмоциональную окраску (В.К. Вилюнас [71]). Эмоции тесно связаны с процессами эндокринной и нейрогуморальной регуляции, телесными изменениями в организме (мышечный тонус), с работой центров вегетативной и центральной нервной системы: периферическая теория Джемса-Ланге, таламическая теория (Кеннона - Барда, лимбическая теория (Гельмгорн, Луфборроу), активационная теория Д. Б, Линдсей (Д.Б. Линдсей [225]), У. Джемс [107], В.К. Вилюнас [70, 71, 73]). Эмоции отражают и представляют на уровне сознания потребности индивида и обеспечивают координацию всех процессов (психических и физиологических) в организме для удовлетворения актуальной потребности, связывая познавательную и волевую сферу личности (А.Н. Леонтьев [219], В.К. Вилюнас [70, 71, 73], Г.Х. Шингаров [407]).

Влияние на сохранение опыта субъектом: эмоции закрепляют адаптивные, полезные действия, реакции, подкрепляя их, и тормозят закрепление и осуществление вредных, неадаптивных действий (П.К. Анохин [15], П.В. Симонов [337]), эмоциональные реакции играют важную роль в следообразовании (А.Н. Леонтьев [218,219]): эмоционально окрашенный опыт лучше запоминается, с большей вероятностью воспроизводится, дольше сохраняется в памяти (В.И. Мясищев [259]). Эмоциональным явлениям присуща способность оставлять следы в опыте индивида, закрепляя те воздействия и удавшиеся/ неудавшиеся действия, которые их возбудили (Я.М. Калашников, А.Р. Лурия).

Предвосхищение событий (Запорожец, Неверович) и эвристическая функция (Тихомиров, Виноградов [29]): эмоции определяют поле поиска при решении проблемы, участвуют в неосознаваемой регуляции мыслительной деятельности за счет создания ситуации разной привлекательности проблем и их решений.

Возможность целостного и структурного отражения, синтезирование образа. В работе "Сущность эмоционального переживания" Ф. Крюгера эмоциональные явления рассматриваются как комплекс-качества, отражающие целостность опыта. В.К. Вилюнас [73], Е.Ю. Артемьева [24] отмечают, что эмоции позволяют осуществлять познавательные обобщения не по объективному признаку, а по субъективному отношению, являются организационным началом гештальта.

Активизация нервных центров и всего организма, настройка на лучшее воспроизведение и действие, мобилизация энергетических ресурсов и защитных процессов (стенические эмоции), демобилизация организма, настройка на внутренние процессы, накопление энергии (астенические эмоции) (В.К. Вилюнас [71], Н. Грот [96], Э. Клапаред [167], П.В. Симонов [335]).

Экспрессивная функция: эмоции и их проявления (мимика, пантомимика, интонация, темп речи, поза и т.д.) являются важным элементом невербальной коммуникации, позволяющим определить состояние другого человека, предсказать его поведение, организовывать совместную деятельность, строить эффективное общение (В.К. Вилюнас [71], А.А. Бодалев [44, 45], Л.Я. Гозман [91]).

Способность эмоций ставить задачу на смысл: эмоциональные явления выделяют предмет эмоционального переживания из "фона" и ставят перед субъектом задачу на осознание смысла (А.Н. Леонтьев [218, 219], Д.А. Леонтьев [223], В.К. Вилюнас [70,71,72,73,74]).

Компенсаторная функция: эмоциональное переживание может компенсировать недостаток информации (П.В. Симонов [335]) или невозможность реального изменения ситуации (Ж.П. Сартр [328]).

Итак, основной функцией эмоциональных явлений является улучшение адаптационных возможностей субъекта за счет презентации субъекту его потребностей, моментального определения соответствия или несоответствия воздействия, актуальным потребностям, стимулирования полезной для субъекта деятельности, обеспечения комплексной реакции субъекта на различные ситуации.

В силу того, что любовь входит в систему эмоциональных явлений, она должна реализовать базовые для этой системы функции. Любовь выполняет следующие функции:

оценку некоторого объекта или ситуации, как имеющих высокий положительный личностный смысл;

побуждение к определенной деятельности в отношении этого объекта (ухаживание, стремление быть рядом, забота и т.д.), ситуации и регуляция этой деятельности;

координация всех процессов (физиологических и психических) на объекте любви; ситуации, связанные с любимым человеком, лучше запоминаются, легче воспроизводятся (В.И. Мясищев [259]);

экспрессия: сообщение на невербальном и вербальном уровне о своем отношении к предмету любви;

задание на смысл: объект любви выделяется из фона, деятельность, с ним связанная, приобретает особое значение, что требует осмысления себя, своего отношения к предмету любви и объекта любви;

компенсация: в ряде случаев (любовь к кумиру, "звезде", любовь с первого взгляда) любовь может являться компенсацией недостатка информации о предмете при актуализированных "потребностях в любви, положительных эмоциях, сильных переживаниях".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Теоретические аспекты профессионального и личностного самоопределения старшеклассников
Существует множество мнений о границах подросткового возраста. Проблема возрастной периодизации психического развития является одной из дискуссионных в психологии. Подростковый возраст cчитается сравнительно молодым достижением человечества. Его появление большинство исследователей связывают с развитием общества, ставящего новые, более ...

Развитие внимания
В одном из сводов правил по тренировке памяти, составленном в 400 г. до н.э. древними римлянами, записано: “Первое, что нужно знать: если вы направите внимание на события, проходящие через ваш разум, то вы лучше их воспримите.” По-видимому это – одно из самых ранних письменных упоминаний о внимании. [1] Внимание нельзя рассматривать в ...

Организация времени
Как часто вы прибегаете к выражениям: "Ничего не успеваю", "сплошной завал", "не хватает времени", "время мчится, а я не успеваю за ним"? Если раз в неделю, то это нормально, если три раза в неделю, то — терпимо, если каждый день, то — вы уже перешагнули за опасную черту, а значит — вам непременн ...