Psfine

Позитивная психология

Материалы » Возрастная динамика смысла любви » Системный анализ феномена "любви". Место категории "любовь" в системе психологических категорий

Системный анализ феномена "любви". Место категории "любовь" в системе психологических категорий
Страница 9

Иванников отмечает "вертикальность" некоторых потребностей, т.е. наличие той же самой или того же вида потребности на каждом уровне" (Иванников В.А. [146], с.18). Любовь на уровне организма представлена потребностью в размножении, эта потребность порождает органы размножения и соответственно потребность в регуляции работы половой системы. На уровне вида любовь связана с базовой программой сохранения вида. Природный субъект реализует данную программу в сексуальном и родительском поведении, реакциях на заметность партнера и его статус в сообществе, в поведении, направленном на получение удовольствия. На уровне социального субъекта (культурного и нравственного) априори невозможно определить: какие именно потребности будут удовлетворяться субъектом в любви (потребность в общестенном статусе, власти, общении, эстетические потребности, в поиске смысла жизни, социальной безопасности, самоактуализации или др.).

Данная классификация потребностей обладает четкими критериями выделения видов потребностей, рассматривает субъекта в единстве со средой жизнедеятельности. В силу этого именно данная классификация положена в работе в основу дальнейшего теоретического анализа феномена "любви": выделения типов потребностей, закладываемых в семантику любви в обыденных, философских и психологических определениях любви; анализа видов потребностей, реализация которых приписывается близким отношениях психологами разных школ; культурно-исторического анализа трансформации смысла любви в разные эпохи.

Таким образом, системный анализ места категории "любовь" в системе психологических понятий позволил дать определение данного феномена и определить направления дальнейшего теоретического анализа семантики любви.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 


Спорьте, чтобы убедить, а не чтобы победить.
В коллективе мы зачастую убеждаемся, что вовсе не думаем одинаково. Иногда это оказывается провоцирующим. Мы не способны согласиться с тем, что другой человек думает иначе, и непременно хотим добиться, чтобы он изменил свою точку зрения. Возможность свободно дискуссировать облегчает совместную работу группы. Если хотите, чтобы я изме ...

Тренинг личностного роста для подростков и его особенности
Подростковый возраст называют критическим возрастом. Более точно выделять подростковый кризис как переход от младшего школьного возраста к собственно подростковому. Другой нормативный возрастной кризис датирует переход от подросткового к младшему юношескому. Одной из психологических задач подросткового возраста является формирование Я-к ...

Изменение или "обнаружение" себя?
Весьма распространенным является мнение о необходимости копировать "хорошие" способы работы, поведения, мышления — все то, что можно назвать стилем деятельности. В обществе всегда есть некоторые социально нормированные образцы поведения, и вполне естественно стремление людей подражать и следовать им. Но нередко случается так, ...