Psfine

Позитивная психология

Материалы » Общая психология » Раскройте понятие общения. Охарактеризуйте многоплановый характер общения

Раскройте понятие общения. Охарактеризуйте многоплановый характер общения

Общение (разговор, диалог) – взаимодействие человека с другими людьми, как членами общества, в ходе которого реализуются социальные отношения. Галина Михайловна Андреева выделяет 3 стороны общения:

1. Коммуникативная – обмен информацией между людьми;

2. Перцептивная – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимание

3. Интерактивная – собственная организация взаимодействия между людьми.

Этапы общения:

1. Потребность в общении – необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника - побуждение человека к вступлению в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения

3. Ориентировка в личности собеседника

4. Планирование содержания своего общения

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить и как себя вести.

6. Восприятия и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления стиля, методов общения.

Общение – это многоплановый процесс, развитие контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (Артур Владимирович Петровский).

Общение образует единство с деятельностью. С одной стороны общение является частью, стороной деятельности, как её информационный аспект.

С другой стороны – дея-ть выступет, как часть сторона общения;

В деят-ти человек создает продукты (материальные и духовные). Одновременно он передает себя свои способности другим людям, т.е. деятельность сопровождает обслуживает общение.

Виды общения:

1. По содержанию: материальное общение – обмен продуктами деятельности, предметами; когнитивное – это обмен знаниями; кондиционное-обмен психическими и физиологическими состояниями; мотивационное – обмен побуждениями, целями, потребностями, интересами; деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями и навыками. В зависимости от средств: вербальное (общение с помощью слов) и невербальное ( с помощью мимики, письма).

Коммуникативная сторона общения:

Вербальные средства общения.

Процесс общения людей посредством языка – называется речью.

Невербальное средство общения. Использование в процессе общения неречевых, знаковых систем- называется невербальной коммуникацией. К её средствам относят: жести, мимику, пантомиму, интонацию, тембр, дистанцию.

Социально-перцептивная сторона общения:

В процессе общения происходит восприятие человека человеком, и формируется образ другого. Восприятие в общении – называется социальной перцепцией. Специальная перцепция предполагает понимание, оценку человеком других людей или социальной группой.

Основные механизмы восприятия человеком человека:

1. Идентификация (уподобление себя другому, попытка поставить себя на место другого)

2. Рефлексия – осознанием субъекта того, как он сам воспринимается партнером по общению, сознание отношения к себе.

3. Стериотипизация – поведение других, на основе отнесения их к уже известным или кажущиеся известным социальным явлением.

4. Интерактивная сторона общения(взаимодействия)- заключается в обмене действиями, т.е. в организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимися реализовать для них, некоторую общую деят-ть.


Оценка и самооценка в обучении
Оценка[1] - установление степени выполнения школьниками задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков. Употребляется в трех основных значениях: 1. Применительно к учебному процессу - определение степени успешности в освоении знаний, на ...

Восприятие времени и тип темперамента
Первую попытку соотнесения различных качеств человека с определенным типом предпринял древнегреческий медик Гиппократ, предложивший уже ставшую классической систему типов темперамента по преобладанию внутренних «жидкостей» организма.[10]. Гален в своих работах выделял девять типов, однако позднее придерживался уже описанных четырех. Кре ...

Педагогические условия и уровни формирования толерантности у подростков
Согласно данным исследований, проводимых в различных учебных учреждениях, наличие постоянных конфликтов среди школьников отмечают 37% преподавателей; грубость и жестокость по отношению к младшим школьникам со стороны старших школьников отмечают 30% учителей; высокий и выше среднего показатель уровня агрессивности наблюдается у 35% опрош ...