Работа с одаренными детьмиСтраница 1
Потребность одаренных детей в эмоциональном комфорте очень велика, особенно в признании и осознании собственной цены. Способность детей к большому количеству и смене восприятий порождает и уязвимость, которая связана с повышенной чувствительностью. "Их концентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет. Иногда также дети чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют.
Нейтральная реплика может восприниматься ими на свой счет. Они чрезвычайно чувствительны к недовольству окружающих взрослых"
Поэтому, родители должны терпеливо относиться к эмоциональным перепадам детей. Им следует помочь понять, что не все реплики и замечания относятся к ним.
Одаренные дети, как уже говорилось выше, тяжело переживают социальную несправедливость. Необходимо найти пути, чтобы ребенок и вся семья принимали бы участие в каких-то, скажем, пожертвованиях, благотворительности способствующих установлению справедливости, или в других аналогичных мероприятиях. Воспитываться должна и терпимость к сверстникам, не обладающим острым восприятием. Иными словами, детей нужно учить воспринимать человека таким, какой он есть, и особенностям общения с людьми.
Высокая увлеченность и концентрация внимания на занятии может привести к стремлению доводить все до совершенства, что не очень желательно, поскольку чувство неудовлетворенности возрастающее тогда, когда достигнутые результаты оказались хуже планируемых, приводят к серьезным переживаниям. В связи с этим родителям следует посоветовать не предъявлять слишком высоких требований к детям и не завышать ожиданий.
Особенно когда родители демонстрируют способности ребенка знакомым и он чувствует, что делает родителям приятное, это ведет к усилению формирования перфекционистских стремлений.
Родители в воспитании должны уделять внимание всем сторонам развития детей, чтобы не развилось ошибочного стремления быть лучшим во всем. Обязательно нужно поощрять за старание, даже за невысокий результат, иначе дети будут избегать трудностей.
В силу очень большого любопытства одаренных детей и склонности браться за несколько дел сразу, необходимо учить их находить соответствие между энтузиазмом и прагматизмом, формированию приоритетов и постановке целей. "Для достижения этого полезно вместе с ребенком проследить реальный распорядок каждого дня недели, который включает домашние и личные заботы - равно как и сон. Для этого следует завести журнал и дать ребенку возможность в течении недели подумать самостоятельно над тем, как же он проводит свои часы и минуты. Особенно эти рекомендации будут продуктивны, если родители контролируют и свое время. Конечный результат должен заключаться в таком распределении сил и времени, когда начатое дело благополучно завершилось. Помощь взрослых должна заключаться в выборе основных идей и направлений, в виде наводящих вопросов и собственных предложений. И конечно, нужно стараться распределить усилия ребенка во времени, чтобы уменьшить возможность неуспеха, а значит, раздражений.
Рука об руку с опытом преуспевания идет неумение пережить неудачу. А значит, к этому нужно детей готовить. Например, можно привлечь их к занятиям физкультурой, спортивными играми, особенно детей со слабым физическим развитием.
Поведение на уроке одаренных детей таково, что они первыми тянут руку в ответ на вопрос учителя, что нередко порождает отчужденность одноклассников и раздражение учителя. В таком случае авторы рекомендуют родителям предложить детям альтернативные подходы к ситуации в виде ряда смежных вопросов, чтобы:
а) оценить альтернативы;
"Может быть, учитель, задавая вопрос, уверен, что ты знаешь на него ответ? ";
"Не думаешь ли ты, что вопросы задаются учителем для того, чтобы всем дать шанс подумать, а немедленный готовый ответ лишает их такой возможности и необходимости? ";
"А даешь ли ты другим детям возможность иногда первыми поднять руку? ";
б) сделать правильный выбор;
"Что для тебя важнее - иметь друзей в классе или показать учителю, что ты знаешь ответ? ";
"Допустим, ты знаешь ответ на вопрос, но не торопись и посмотри по сторонам. Досчитай до десяти, и если никто в классе не поднял руку, может быть, это тот случай, когда лучше не выделяться? ";
В такой ситуации и учитель может помочь ребенку. Например, учитель договаривается со способными учениками, чтобы те записывали совой ответы на бумаге и отдавали их учителю в конце урока. Таким образом, ребенок не отучается отвечать на уроках. Это помогает сохранить интерес ребенка к учебе и в принятии его окружающими.
Чтобы достичь конечной для одаренных детей цели - максимального развития своих возможностей, нужно создать соответствующий психологический климат, чтобы ребёнок мог всю энергию отдавать творческим, продуктивным занятиям.
На основе обширного материала по изучению опыта семей, имеются одаренные дети, Дэвид Льюис составил для родителей список утверждений, которые типизируют удачный подход к стимулированию позитивного умственного развития (см. приложение № 3)
Роль семьи и учителя в формировании самооценки. Проблема оценивания в
современной школе
Рассмотрим основные факторы, непосредственно влияющие на формирование самооценки младшего школьника.
1. Мнение родителей, стиль домашнего воспитания.
На становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности.
Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира ...
6 правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям. Поступайте
так, и вас будут радушно принимать повсюду.
Карнеги говорит, что можно побудить даже самых популярных людей в Америке уделить вам внимание и время и сотрудничать с вами, проявив к ним искренний интерес.
Человек, который не интересуется своими собратьями, испытывает самые большие трудности в жизни и причиняет самый большой вред окружающим. Именно в среде подобных людей и появля ...
Отечественный опыт профориентации
Теперь рассмотрим основные этапы развития профориентации в России с конца XIX в.
«Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус)» [16, с.12]. В дореволюционной России издавались журналы с информацией о профессиональных учебных зав ...