Psfine

Позитивная психология

Работа с одаренными детьми
Страница 2

Автор полагает, что родителям полезно познакомиться с этими утверждениями. Если они согласны с 20% из них, то, вероятно, над остальными стоит подумать. Но если они их устраивают полностью или хотя бы на 90%, пожалуй, им следует несколько охладить сбой пыл и предоставить большую свободу, как себе, так и ребенку.

Чтобы помочь родителям и уменьшить их тревоги можно дать следующие советы:

1) не ограничивайте ребенка школьными рамками, а развивайте его интересы и ставьте перед ним новые, увлекательные задачи;

2) вам следует уделить специальное внимание проблеме развития и воспитания и искать дополнительную информацию;

3) постарайтесь посвятить неделю тщательному наблюдению зa ребенком, за его интересами и ежедневными занятиями;

4) в качества общих установок для развития интереса и постановки задач вам следует рассмотреть три фактора, способствующие отличным достижениям: способности, возможности и индивидуальность.

Для поддержания нормальных отношений в обществе одаренному ребенку с ярко выраженными индивидуалистическими тенденциями П. Пенински (@) предложил следующие рекомендации и приемы, которым взрослые могут научить детей:

Переводи свои идеи на язык, доступный и значащий для других, чтобы они восприняли твой вклад как служащий их собственным нуждам.

Критику в адрес других, людей высказывай с позитивных позиций, с желанием помочь.

Давай понять, что в основном ты поддерживаешь то же, что пользуется уважением других членов коллектива: ценности, принципы, идеалы.

Старайся не быть воспринятым в качестве агрессора, позволяй другим сохранять собственное достоинство, выслушивай их внимательно.

Зарабатывай собственный "кредит" для большей личной свободы в течение какого-то периода времени, не бойся изначально воспринять господствующие требования, когда они не вступают в серьезный конфликт с твоими основными принципами.

Концентрируйся на задании, которое необходимо выполнить, а не на "личностях", не на достижении статуса.

Принимай во внимание фактор времени, так чтобы у тебя была возможность отсрочить ответ, а также избрать способ действия.

Такой творческий конформизм позволит одаренному ребенку сочетать продуктивный неконформизм с личным равновесием.

Дж. Гауэн советует родителям, заботящимся об умственном здоровье своих детей:

Создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках.

Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.

Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы.

Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.

Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь, будет и сам ценим другими.

Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство обязанности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.

Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска.

Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.

Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.

Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих.

Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой.

Помогайте ребенку стать "разумным авантюристом", порой полагаться в познании на риск и интуицию.

Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей. Нельзя позволить ребенку погрузиться в одиночество и избегать общения.

Знайте, что если ребенок в начальных классах слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных.

Авторы также приводят рекомендации, которые, по их мнению, помогут учителям и воспитателям в их работе с одаренными детьми.

Страницы: 1 2 3


Расширение активного поля зрения
Основное отличие обычных методов чтения и динамического чтения состоит в размере поля восприятия информации. Медленно читающий человек охватывает взглядом 10—12 см строки, а поле восприятия информации при стандартном расстоянии до книги 20—30 см составляет в тексте 1—2 см, т. е. одна строка прочитывается за 8—14 приемов. Опыты показали, ...

Практическое исследование одаренности школьников. Организация и проведение исследования
Экспериментальное исследование построено нами в несколько этапов.1-этап – это, пожалуй, наиболее традиционный, будем так говорить, классический этап в работе психолога - тестирование на “входе”, т.е. психологическая диагностика детей. Этот этап входит в спектр работы психолога в любом типе учебных заведений – будь это инновационное или ...

Мысленные экраны
Предположим, что вы научились структурировать предъявляемый материал, выделять связи между отдельными его частями, обнаруживать и осознавать проблемы. Достаточно ли этого для успешного обучения? По-видимому, нет, поскольку вам необходимо не просто перерабатывать получаемую информацию, но и уметь использовать ее. Правильное использование ...