Psfine

Позитивная психология

Материалы » Технологии развития Я-концепции у детей и подростков » Влияние взрослых на формирование самооценки ребенка

Влияние взрослых на формирование самооценки ребенка
Страница 1

В детстве Я-концепция является еще не сложившейся, слабо структурированной, слабо защищенной и легко поддающейся влияниям. Поскольку круг общения в детстве ограничен в основном, семьей, то семья оказывается первым и наиболее важным фактором, влияющим на формирование Я-концепции, и самооценки, в частности. В детстве возможности выбора круга общения предельно сужены. Влияние родителей на общение с ребенком в этом возрасте приводит к тому, что именно их установки становятся решающим фактором формирования его Я-концепции.

Большинство психологов утверждают, что первые пять лет жизни, являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и Я-концепции человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми.

Важно, чтобы члены семьи относились к ребенку как к достойному существу, способному к определенным видам деятельности, что в свою очередь формирует в нем чувство собственной значимости. Всякая деятельность имеет определенную цель. Способность достичь ее дает чувство уверенности в своих силах. Для учащихся это овладение учебным материалом, для учителей — владение своим предметом и способность добиться от учащихся нужного уровня знаний. Успех в этом дает и учителю и ученику сознание собственной компетентности, а это очень важный фактор положительной Я-концепции.

Также очень важна обратная связь от значимых других.

Приобретения опыта принятия себя другими, проявляется в любви, уважении, привязанности, защите. Чтобы переживать и осознавать это, ребенок должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания, и другие знаки, от значимых других, особенно родителей. Большинство психологов утверждают что, стандарты, устанавливаемые родителями, учителями, социальным окружением – жизненно важны для развития Я-концепции ребенка. Если другие люди принимают, одобряют и признают ребенка, он пользуется их уважением (т.е. получает положительные подкрепления и осознает это), то у него вероятнее всего, развивается положительная Я-концепция. Если другие – родители, сверстники, учителя – отвергают ребенка или подростка, выставляют на посмешище, принижают, больше критикуют, чем поощряют, то у него будет развиваться отрицательная Я-концепция.

Родители, учителя, сверстники предоставляют ребенку необходимую обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен, что он нравится, что он способен добиваться успеха в том или ином деле и что вообще он обладает значимостью в их глазах. Это касается всех сторон жизни ребенка — его физического развития, социальных навыков, успеваемости, эмоционального тонуса и т. д.

И семья и школа одинаково способствуют развитию у ребенка как положительных, так и отрицательных представлений о себе. В результате совместной деятельности и общения родители, братья и сестры, учителя и сверстники могут внушать ребенку как то, что само его существование представляет собой большую ценность для окружающих, так и то, что существо он бесполезное и никому не нужное. Содержание Я-концепции (а в более узком смысле слова — самооценки), как считают психологи, является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, то есть того, что составляет содержание и формы социализации ребенка.

Нам нередко бывает трудно понять ребенка только потому, что он воспринимается нами крайне односторонне. Слишком много ненужных конфликтов между взрослыми и детьми возникает в результате неспособности проникнуть во внутренний мир ребенка. Не редко приходится сталкиваться со взрослыми, которые намеренно наносят вред своим детям, будучи твердо убежденными, что хотят им добра.

Страницы: 1 2


Психология индивидуальности
«Под личностью я понимаю целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным»* По концепции Ананьева индивидуальность представляется как четыре единые структуры: 1). Индивид - биологическая структура. Человек появляется на свет как индивид, в котором заложены природные свойств ...

Изучение самооценки младших школьников в учебной деятельности
Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний как одна из центральных задач школы на современном этапе делает особо значимой проблему формирования активной позиции учащегося в учебном процессе, превращения его в подлинного субъекта учебной деятельности. Последнее требует умения всесторонне и объективно оценить ос ...

Контрольное тестирование
1. Предмет юридической психологии: А - закономерности возникновения, особенности протекания психических процессов у человека; Б - закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом; В - пограничные психические расстройства личности; 2. К задачам юридической психологии относятся: А - синтез п ...