Влияние взрослых на формирование самооценки ребенкаСтраница 1
В детстве Я-концепция является еще не сложившейся, слабо структурированной, слабо защищенной и легко поддающейся влияниям. Поскольку круг общения в детстве ограничен в основном, семьей, то семья оказывается первым и наиболее важным фактором, влияющим на формирование Я-концепции, и самооценки, в частности. В детстве возможности выбора круга общения предельно сужены. Влияние родителей на общение с ребенком в этом возрасте приводит к тому, что именно их установки становятся решающим фактором формирования его Я-концепции.
Большинство психологов утверждают, что первые пять лет жизни, являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и Я-концепции человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми.
Важно, чтобы члены семьи относились к ребенку как к достойному существу, способному к определенным видам деятельности, что в свою очередь формирует в нем чувство собственной значимости. Всякая деятельность имеет определенную цель. Способность достичь ее дает чувство уверенности в своих силах. Для учащихся это овладение учебным материалом, для учителей — владение своим предметом и способность добиться от учащихся нужного уровня знаний. Успех в этом дает и учителю и ученику сознание собственной компетентности, а это очень важный фактор положительной Я-концепции.
Также очень важна обратная связь от значимых других.
Приобретения опыта принятия себя другими, проявляется в любви, уважении, привязанности, защите. Чтобы переживать и осознавать это, ребенок должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания, и другие знаки, от значимых других, особенно родителей. Большинство психологов утверждают что, стандарты, устанавливаемые родителями, учителями, социальным окружением – жизненно важны для развития Я-концепции ребенка. Если другие люди принимают, одобряют и признают ребенка, он пользуется их уважением (т.е. получает положительные подкрепления и осознает это), то у него вероятнее всего, развивается положительная Я-концепция. Если другие – родители, сверстники, учителя – отвергают ребенка или подростка, выставляют на посмешище, принижают, больше критикуют, чем поощряют, то у него будет развиваться отрицательная Я-концепция.
Родители, учителя, сверстники предоставляют ребенку необходимую обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен, что он нравится, что он способен добиваться успеха в том или ином деле и что вообще он обладает значимостью в их глазах. Это касается всех сторон жизни ребенка — его физического развития, социальных навыков, успеваемости, эмоционального тонуса и т. д.
И семья и школа одинаково способствуют развитию у ребенка как положительных, так и отрицательных представлений о себе. В результате совместной деятельности и общения родители, братья и сестры, учителя и сверстники могут внушать ребенку как то, что само его существование представляет собой большую ценность для окружающих, так и то, что существо он бесполезное и никому не нужное. Содержание Я-концепции (а в более узком смысле слова — самооценки), как считают психологи, является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, то есть того, что составляет содержание и формы социализации ребенка.
Нам нередко бывает трудно понять ребенка только потому, что он воспринимается нами крайне односторонне. Слишком много ненужных конфликтов между взрослыми и детьми возникает в результате неспособности проникнуть во внутренний мир ребенка. Не редко приходится сталкиваться со взрослыми, которые намеренно наносят вред своим детям, будучи твердо убежденными, что хотят им добра.
Агрессия как поведение
Наше определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными у ...
Индивидуально-психологические особенности одинокой личности
Необходимо установить, какие же качества и черты характера определяют склонность индивида к переживанию одиночества, а так же индивидуальные особенности, подкрепляющие и усугубляющие переживание одиночества.
Вначале разделим одиночество на вынужденное и желаемое. Зачастую вынужденное, сугубо отрицательное переживание одиночества может ...
Мотивы обучения и профессионального развития
Эффективность и результативность учебной деятельности и профессионального развития студентов во многом определяется сложной системой мотивов, которая развивается на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей. В ней выделяют два больших блока: непосредственные и опосредованные мотивы. Непосредственные включаются в ...