Psfine

Позитивная психология

Материалы » Технологии развития Я-концепции у детей и подростков » Влияние взрослых на формирование самооценки ребенка

Влияние взрослых на формирование самооценки ребенка
Страница 2

Родители детей с высокими «Я-оценками», постоянно проявляют искреннюю заинтересованность в благополучии ребенка, теплоту и заботу о нем. Они менее снисходительны, исключают вседозволенность, опираются на высокие стандарты поведения и подкрепляют их соответствующими правилами. В практике воспитания больше применяются поощрения, чем наказания. Четко установлены границы дозволенного ребенку, что допускает применение родителями мене жестких форм наказания. Существование ограничений, обеспечивает ребенку тот социальный мир, в котором он может проявлять себя и достичь успеха.

Наоборот родители детей с низкими «Я-оценками», как правило, применяют жесткие наказания, требуют безусловного подчинения ребенка требованиям родителей, что сочетается с элементами вседозволенности. Они чаще бывают, холодны, безразличны, и малообщительны во взаимоотношениях с детьми. Несогласованные реакции родителей, ребенок воспринимает, как подтверждение отвержения, враждебности и неприятия его со стороны родителей.

Если в раннем детстве важнейшую роль в развитии Я-концепции играют родители, то позднее в этот процесс включается школа, и ее влияние становится очень значительным. Если ребенок пришел в школу с уже сформированным отрицательным представлением о себе, учителя могут еще более усилить его, но они же могут и сформировать у ребенка более позитивный взгляд на себя и на свои способности. Как указывают многие авторы, положительная Я-концепция определяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.

Признание изначальной ценности каждого человека как личности способствует индивидуальному развитию, раскрепощает его и создает предпосылки для признания на деле неотъемлемых прав человека. Если отношения в семье, школе и с близким окружением сформировали в ребенке положительную Я-концепцию, он сможет в будущем с уважением относиться к людям, не допускать недостойных слов и дел и будет достаточно уверен в себе, чтобы не сомневаться в необходимости своей созидательной деятельности. Психологические условия формирования положительной Я-концепции оказываются необходимым дополнением в эпоху компьютеров и микроэлектроники, когда изначальная ценность человека может оказаться перед серьезной угрозой.

Страницы: 1 2 


Жизнестойкость как психологическая основа мотивации
Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это свойство личности, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стресс ...

Индивидуальные особенности
Индивидуальные различия памяти - это различия: 1) в продуктивности заучивания, то есть в скорости, прочности, точности и объему запоминания. И здесь наблюдается широкое разнообразие. Самый высокий уровень продуктивности памяти - эйдетизм (см. Эйдетизм, Память феноменальная); 2) по преобладающему типу памяти: зрительная, слуховая, двигат ...

Использование воображения
Эффект самовнушения усиливается, если наряду с формулировками-утверждениями использовать еще и образы. Например, когда вы произносите фразу "Я полностью спокоен", представьте себя в состоянии спокойствия: непринужденная поза, уверенная, спокойная речь, какие-то другие ощущения, устойчиво связанные у вас с состоянием спокойстви ...