Влияние взрослых на формирование самооценки ребенкаСтраница 2
Родители детей с высокими «Я-оценками», постоянно проявляют искреннюю заинтересованность в благополучии ребенка, теплоту и заботу о нем. Они менее снисходительны, исключают вседозволенность, опираются на высокие стандарты поведения и подкрепляют их соответствующими правилами. В практике воспитания больше применяются поощрения, чем наказания. Четко установлены границы дозволенного ребенку, что допускает применение родителями мене жестких форм наказания. Существование ограничений, обеспечивает ребенку тот социальный мир, в котором он может проявлять себя и достичь успеха.
Наоборот родители детей с низкими «Я-оценками», как правило, применяют жесткие наказания, требуют безусловного подчинения ребенка требованиям родителей, что сочетается с элементами вседозволенности. Они чаще бывают, холодны, безразличны, и малообщительны во взаимоотношениях с детьми. Несогласованные реакции родителей, ребенок воспринимает, как подтверждение отвержения, враждебности и неприятия его со стороны родителей.
Если в раннем детстве важнейшую роль в развитии Я-концепции играют родители, то позднее в этот процесс включается школа, и ее влияние становится очень значительным. Если ребенок пришел в школу с уже сформированным отрицательным представлением о себе, учителя могут еще более усилить его, но они же могут и сформировать у ребенка более позитивный взгляд на себя и на свои способности. Как указывают многие авторы, положительная Я-концепция определяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.
Признание изначальной ценности каждого человека как личности способствует индивидуальному развитию, раскрепощает его и создает предпосылки для признания на деле неотъемлемых прав человека. Если отношения в семье, школе и с близким окружением сформировали в ребенке положительную Я-концепцию, он сможет в будущем с уважением относиться к людям, не допускать недостойных слов и дел и будет достаточно уверен в себе, чтобы не сомневаться в необходимости своей созидательной деятельности. Психологические условия формирования положительной Я-концепции оказываются необходимым дополнением в эпоху компьютеров и микроэлектроники, когда изначальная ценность человека может оказаться перед серьезной угрозой.
Программа С.А. Козловой «Я - человек»
Программа «Я - человек». Приобщение ребенка к социальному миру.
Цель программы дать педагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представление об окружающем мире, о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях. В идеале автор ставит з ...
Выводы экспериментального исследования
По результатам экспериментально-психологического исследования можно сделать выводы:
1. по результатам сравнительного анализа особенностей характера (по методике 16 PF Р.Кеттела) у руководителей высшего и руководителей среднего звена получены данные:
- руководители высшего звена и руководители среднего звена в равной степени проявляют ...
Приложения
Приложение 1
Параллелограмм развития памяти по Леонтьеву.
Эффективность запоминания с опорой на внешние средства и без опоры на внешние средства.
Приложение 2
Параллелограмм развития внимания по Л.С. Выготскому
Верхние линии параллелограмма отражают успешность решения задачи с опорой на внешние средства, нижние линии – без исполь ...