Psfine

Позитивная психология

Материалы » Структура ответственности у младших подростков » Ответственность как психическое свойство личности

Ответственность как психическое свойство личности

В справочнике 1987 года нами было обнаружено следующее определение ответственности: Ответственность

– "категория права, этики, социологии, психологии и педагогики, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Существует два вида ответственности как свойства личности. Один характеризует ее склонность придерживаться в своем поведении общепринятых правил, социальных норм, выполнять различные ролевые обязанности. Это свойство именуется часто "социальной ответственностью личности". Другой вид ответственности связан с локусом контроля личностью своей судьбы, своих действий и их результатов. Локус контроля отражает общую склонность приписывать ответственность за события, происходящие в его жизни себе, собственному поведению, способностям (интерналы), либо окружению, случаю, судьбе, обстоятельствам, то есть силам не подвластным его управлению (экстерналы)". [9]

Муздыбаев рассматривает ответственность как психическое свойство личности. "Психическое свойство - это способность индивида на определенные объективные воздействия закономерно отвечать определенными психическими деятельностями" [17]. Ответственность является свойством характера личности. Поскольку она проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, мировоззрении, в разных формах поведения, мы будем говорить об ответственности как о свойстве личности, понимая к тому же разноплановость данного явления.

Ответственность следует понимать еще и как склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия.


Профессионально-личностная позиция педагога
В литературе понятие педагогической позиции встречается достаточно часто, особенно в исследованиях последнего десятилетия. (А.К. Маркова, А.А. Леонтьев, С.И. Краснов, Р.Г. Каменский и др.). Важным является связь позиции со смысловой стороной деятельности педагога, т.к. именно позиция является определяющей для построения смысла деятельно ...

Конспектирование лекций
Мы рассказали вам о работе с книгой. Однако в неменьшей степени студенту приходится работать на лекциях и семинарах, где конспектирование также играет важную роль. На лекциях и семинарах, с точки зрении работы механизмов восприятия информации, нагрузка падает в основном на слуховой анализатор, в отличие от работы с книгой. Кроме того, л ...

Влияние возраста сына на изменение взаимоотношений с матерью
Реальная модель современной семьи, по мнению В.Н. Дружинина, предполагает следующее: ответственность за семью несет мать, она же доминирует в семье, и она же более близка с детьми эмоционально. Такая позиция матери, стремящейся все контролировать, особым образом сказывается на ее отношениях с детьми, на развитии и становлении личности р ...