Psfine

Позитивная психология

Материалы » Психолого-педагогическая подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности (БЖД) » Психологический аспект чрезвычайных ситуаций. Значение и роль морально-психологических факторов при действиях в условиях ЧС

Психологический аспект чрезвычайных ситуаций. Значение и роль морально-психологических факторов при действиях в условиях ЧС

Человек с древнейших времен испытывал постоянную незащищенность перед грозными проявлениями природных процессов. В истории цивилизации многие природные катастрофы сопровождались крупными социальными потрясениями.

Природные катастрофы вызывают тяжелые морально-психологические и социальные последствия. Гибель Помпеи в Италии в 79 г. до н.э., запечатленная на полотне К.П. Брюллова в результате извержения вулкана Везувий является не единственным примером, когда процветавшие города и поселение приходили в упадок в результате стихийных природных бедствий, а потом и исчезали вообще. Ужас и отчаяние застыли на лицах у людей изображенных на полотне. Подобные примеры имеются в истории практически всех народов мира.

Последствием возникающих катастроф природного характера может быть политическая нестабильность, связанная с повышенной нервозностью и возбудимостью населения в экстремальных условиях. Кроме экстремальных условий причиной повышенной нервозности и возбудимости людей может быть неправильное, с точки зрения тех или иных слоев населения, распределение помощи, поступающей в районы бедствий, неэффективность мер по жизнеобеспечению и др.

Жизнь человека во все времена изобиловала стрессами, опасностями, была наполнена тревогами. Человек вынужден существовать и действовать в подчас неблагоприятных, довлеющих, а главное, не проясненных обстоятельствах. Он всегда оказывался действующим лицом в формуле с множеством неизвестных. Эта ситуация непроясненности, имеющая в жизни хронический характер, стрессирует человека, вызывает тревогу. Все эти события накладывают свой отпечаток на психическое состояние человека. Психическое состояние человека – это характеристика, отражающая его общее положение относительно координатных объектов среды. Оно проявляется в виде регулятивной функции адаптации человека к окружающей ситуации и среде и оказывает воздействие на восприятие человеком окружающей среды, его реакцию на происходящие события, способность оценивать обстановку, принимать правильное решение и реализовать его[10].

Морально-психологический фактор имеет большое значение при действиях в условиях ЧС не только пострадавших при стихийном бедствии, но и в деятельности людей оказывающим им помощь, специалистов БЖД.

Морально-психологическое воздействие на человека в условиях ЧС вызывает стрессы, психические расстройства и как следствие - снижение работоспособности. Причиной этому является болезненное состояние, утомление или переутомление, вызванные нарушением режима труда и отдыха, различными интоксикациями и психическими травмами[10].


Методы и методики исследования
МЕТОДЫ: анализ литературы, психометрическое тестирование, методы математического анализа. МЕТОДИКИ: 1. «Определение стиля руководства» [28, с.168]; цель: определение стиля руководства. 2. Многофакторный опросник Кеттела [1, с.368]; цель: выявление особенностей характера. 3. Направленность личности Б.Басса [29]; цель: выявление обще ...

Дискретная субмодальная система
Зрительные особенности этой системы: § способ написания слова (печатные\письменные, заглавные\строчные буквы, ваш\не ваш почерк, ваш сегодняшний\более ранний почерк) § характер изображения букв в слове (на плоскости\объемные, из чего ни сделаны) § величина букв в слове (большие как на плакатах, средние как на заголовке газеты, малень ...

Изучние особенностей межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Методики изучения межличностных отношений в детском возрасте
В настоящее время в психологии существует довольно большое количество конкретных методик, позволяющих исследовать межличностные отношения. В.Б. Быстрицкас и Г.Т. Хоментаускас отмечают следующие основания для систематизации этих методик: - на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отн ...