Психологический аспект чрезвычайных ситуаций. Значение и роль морально-психологических факторов при действиях в условиях ЧС
Человек с древнейших времен испытывал постоянную незащищенность перед грозными проявлениями природных процессов. В истории цивилизации многие природные катастрофы сопровождались крупными социальными потрясениями.
Природные катастрофы вызывают тяжелые морально-психологические и социальные последствия. Гибель Помпеи в Италии в 79 г. до н.э., запечатленная на полотне К.П. Брюллова в результате извержения вулкана Везувий является не единственным примером, когда процветавшие города и поселение приходили в упадок в результате стихийных природных бедствий, а потом и исчезали вообще. Ужас и отчаяние застыли на лицах у людей изображенных на полотне. Подобные примеры имеются в истории практически всех народов мира.
Последствием возникающих катастроф природного характера может быть политическая нестабильность, связанная с повышенной нервозностью и возбудимостью населения в экстремальных условиях. Кроме экстремальных условий причиной повышенной нервозности и возбудимости людей может быть неправильное, с точки зрения тех или иных слоев населения, распределение помощи, поступающей в районы бедствий, неэффективность мер по жизнеобеспечению и др.
Жизнь человека во все времена изобиловала стрессами, опасностями, была наполнена тревогами. Человек вынужден существовать и действовать в подчас неблагоприятных, довлеющих, а главное, не проясненных обстоятельствах. Он всегда оказывался действующим лицом в формуле с множеством неизвестных. Эта ситуация непроясненности, имеющая в жизни хронический характер, стрессирует человека, вызывает тревогу. Все эти события накладывают свой отпечаток на психическое состояние человека. Психическое состояние человека – это характеристика, отражающая его общее положение относительно координатных объектов среды. Оно проявляется в виде регулятивной функции адаптации человека к окружающей ситуации и среде и оказывает воздействие на восприятие человеком окружающей среды, его реакцию на происходящие события, способность оценивать обстановку, принимать правильное решение и реализовать его[10].
Морально-психологический фактор имеет большое значение при действиях в условиях ЧС не только пострадавших при стихийном бедствии, но и в деятельности людей оказывающим им помощь, специалистов БЖД.
Морально-психологическое воздействие на человека в условиях ЧС вызывает стрессы, психические расстройства и как следствие - снижение работоспособности. Причиной этому является болезненное состояние, утомление или переутомление, вызванные нарушением режима труда и отдыха, различными интоксикациями и психическими травмами[10].
Выводы и рекомендации
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
У одаренных детей лучше сформировано умения анализировать текст.
Одаренные дети лучше овладевают программными знаниями по математике, способность к рассуждению проявляется лучше.
Для одаренных детей характерно высокое речевое развитие: высокий уровень пониман ...
Теоретический обзор полоролевой идентичности и её взаимосвязи с поведением. Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст — трудный период психического развития. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности ли ...
Мотивационно-логическая организация запоминаемой информации
Иное название этого принципа — мотивационно-логический алгоритм чтения, сокращено МЛАЧ. Все, вероятно, замечали, что информацию проще вспомнить, если находиться в условиях, эмоциональном состоянии, близких к тем, что имели место при запоминании. Это как бы "ключи" к усвоенной информации. Те ассоциативные связи, что сложились у ...
