Psfine

Позитивная психология

Материалы » Духовное развитие младших школьников в процессе ознакомления их с историей родного края » Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности условий духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края

Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности условий духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края
Страница 1

Воспитание детей историей родного края стало основой педагогического эксперимента по созданию нового типа дошкольного образовательного учреждения «Детский сад – открытая система формирования у детей основ духовности, нравственности и патриотизма».

Цель экспериментальной программы являлось: превратить образовательное учреждение в институт культуры, создать условия для развития духовных качеств личности детей и взрослых.

Вся экспериментальная работа была разделена на три этапа.

На первом этапе

осуществлен анализ состояния проблемы в педагогической, философской, психологической литературе по теме исследования, проведено наблюдение за развитием детей.

На втором этапе

планировалось выявить и систематизировать содержание и направление организации учебно-воспитательного процесса при реализации условий эффективности духовного развития дошкольников в ходе ознакомления их с историей родного края, установить уровень развития детей, обобщить результаты эксперимента; разработать методические рекомендации для внедрения его в практику воспитания и обучения. Было установлено, что воспитательная система ДОУ, способствующая созданию социокультурного воспитательного пространства должна рассматриваться, как система влияний и условий развития духовной личности дошкольника, а также как система возможностей для саморазвития, содержащихся в ее окружении. Целью эксперимента явилось исследование духовности, дошкольников в аспекте представлений в развитии духовно-нравственной субъектности как целостного (системного) качества в деятельности саморазвития.

Для исследования духовно-нравственных личностных особенностей была модифицирована «Ориентировочная анкета-тест для выявления внутренних компонентов активной социальной позиции личности дошкольника» (см. прил.1). На первом этапе определялись индивидуальные показатели, характеризующие деятельностные и личностные уровни духовно-нравственного развития дошкольников, особенности структурной организации этих показателей.

На втором этапе определялась динамика всех изученных показателей, и выявлялись уровни их структурной организации.

Духовно-деятельностный уровень

личности дошкольника характеризовали показатели: ценности, убеждения, мотивы и смыслы, коррекция своих и чужих духовно-нравственных действий, формирование и насыщенность деятельности нравственными эмоциями и чувствами.

Духовно-личностный уровень

характеризовали показатели: духовная сила, духовная красота как совокупность духовных ценностей; духовная активность; скромность; добродушие; оптимизм; степень выраженности Добра; степень выраженности Зла.

Регистрации позиций активной (пассивной) личности дошкольников осуществлялась экспертной оценкой воспитателей характеризующей общий уровень духовно-нравственного развития. Оба вышеназванных уровня отражают качественные критерии экспериментальной работы.

В процессе опытно-экспериментальной работы были доказаны и подтверждены выявленные условия эффективности духовного развития дошкольников в ходе ознакомления их с историей родного края

Результативность опытно-экспериментальной работы проверялась по следующим критериям:

- сформированность у дошкольников внешних и внутренних компонентов активной личности;

- готовность дошкольника к саморазвитию внутренних компонентов активной личности и самореализации себя как социально-активной личности;

- социально-психологическая удовлетворенность дошкольников процессом саморазвития своей активной позиции.

На третьем этапе

планировалось выявить динамику процесса развития дошкольников, осуществить теоретическую интерпретацию выводов и результатов исследования; уточнить экспериментальные выводы; осуществить литературное оформление результатов, полученных в ходе исследования.

В практике работы с детьми нами использовались основы музейной педагогики. Мы знакомили детей с экспонатами краеведческого музея г.Болгар, картинной галереи, где живет искусство прошлого и настоящего, где творится живая культура. Составляющими интегрированной методики работы с детьми являлись также - организация выставок мастеров кисти и самих детей в музее и в детском саду, участие в фестивалях народного творчества, «Играй, гармонь», комплексные занятия, экскурсии, походы на природу, вернисажи, живое общение детей с музейными работниками, художниками, поэтами, писателями, музыкантами, организация музейной среды в групповых комнатах.

Страницы: 1 2


Приложения
Таблица №1 Протокол эксперимента Ф.И. учащегося Кол-во повторов лес хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мед 1 + + + + 2 + + 3 + + + + + 4 + + + + + 5 + + ...

Ролевые предпочтения
Приведенный ниже способ определения ролевых предпочтений позволяет выявить созвездие ролевых предпочтений. 1) Отметьте на «радаре» Ваши ролевые предпочтения (качественно оцените сами себя). 2) Полезно дать сначала кому-нибудь (или нескольким людям) оценить Вас. 3) Перенеся на «прозрачку» Вашу самооценку и оценку других коллег, нало ...

Основные характеристики профессионального развития современной молодежи
Акмеологическая концепция профессионального развития Предлагаемая концепции профессионального развития имеет две плоскости представления данной системы взглядов: содержательную и структурно-процессуальную, которая включает две подсистемы: Профессионализм деятельности и профессионализм личности [16]. Содержательная компонента профессио ...