Psfine

Позитивная психология

Материалы » Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы » Психолого-педагогические основы формирования навыков понимания другого человека младшими школьниками. Проблема понимания человека человеком в психолого-педагогической литературе

Психолого-педагогические основы формирования навыков понимания другого человека младшими школьниками. Проблема понимания человека человеком в психолого-педагогической литературе
Страница 1

Среди проблем, в разработке которых одинаково заинтересованы как теоретические науки о человеке, так и практика, важное место занимает проблема отражения людьми другу друга в процессе различных видов деятельности.

Известный ученый Э.Межелайтис [10, с.5-37] говорил, что мы должны научиться читать едва уловимый шифр человеческой души, и тогда человек станет понятнее нам. Если же мы никогда не сделаем попытки проникнуть в эту область, она навсегда останется для нас темной, зловещей и полной опасностей.

Понимание человека человеком как психолого-педагогическая проблема стала активно разрабатываться в отечественной науке в 70-е г. XX ст. Значительный вклад в ее разработку внесли А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.Н.Панферов, Л.Н.Рожина, Я.Л.Коломинский, П.М.Якобсон, М.М.Бахтин, С.П.Рубинштейн и др. Понятийный аппарат проблемы разработан А.А.Бодалевым. В своих трудах «Возрастные и индивидуальные особенности восприятия людьми друг друга», «О познании людьми друг друга», «Личность и общение» и др. он раскрывает и придает всеобщему обозрению вопросы об основных сферах осуществления познания людьми друг друга, о различных уровнях в полноте понимания человека человеком, об особенностях, факторах адекватного и функциях правильного восприятия друг друга общающимися субъектами.

Опираясь на исследования А.А.Бодалева [4, с.89-90], можно выделить следующие сферы осуществления познания людьми друг друга:

1. Общение – вид взаимодействия людей, в котором последний выступают по отношению друг к другу одновременно и объектами, и субъектами.

Достижение положительного результата в общении связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает.

2. Деятельность – вид взаимодействия, характерной особенностью которого является переход поступка одного человека в обстоятельства жизни других людей.

3. Труд – способствует выработке у человека общего подхода к другим людям, определения ценности личности каждого из них.

Характер и результаты каждого из вышеперечисленных видов взаимодействия во многом зависят от того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга. Причем, как отмечает А.А.Бодалев, отражение человеком других людей нельзя рассматривать как нечто статичное, раз навсегда данное. Мысли, чувства, и поведение человека по отношению к другим людям свидетельствуют об общем развитии личности. Следовательно, отражение одного человека другим может развертываться на различных уровнях, которые в свою очередь зависят от:

а) опыта

Незначительный или только еще начавший складываться у человека опыт познания и общения неизбежно приводит к низкому уровню адекватности отражения им других людей.

б) возраста и уровня воспитанности

На всех ступенях формирования человека как личности уровень воспитанности субъекта влияет на характер поведения и отношения к нему окружающих, а, следовательно, и на характер впечатлений, которые накапливаются у субъекта от общения с людьми.

В исследовании определяются и те проявления физического и духовного облика человека, на основе которых формируется представление о нем. Среди них:

а) лицо

б) жесты

в) походка

г) голос

д) внешний облик

е) действия, поступки

В разных видах взаимодействия физический облик человека и различные его элементы играют то большую, то меньшую роль. В ряде деятельностей – правильная оценка особенностей физического облика людей – одно из условий успешного выполнения ими задач. Исходя из этого, по мнению автора дипломного проекта, необходимо охарактеризовать каждое из проявлений показать их роль для получения целостного представления о человеке.

Важнейшим элементом в физическом облике человека является лицо. Это определяется тем, что, во-первых, от лица исходит голос, слышимый другим человеком; во-вторых, сокращения лицевых мышц изменяют выражение лица и сообщают о состоянии человека. Изучением особенностей восприятия человеком лиц других людей занимались ряд ученых. Таких, как П.М.Якобсон [27, с.13], Ф.Ленард, Э.Банлаки, С.Ванденберг, М.Маттисон [4, с.100-101] и др., которые стремились:

- проследить, как развивается способность распознавать эмоциональные состояния по выражению лица по мере формирования личности воспринимающего;

- выявить характерные особенности распознавания у людей, страдающих расстройством психического здоровья;

Страницы: 1 2 3


Экспериментальный анализ возможностей рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ. Возможности рисуночных методик при работе в группе с подростками завис
Экспериментальной базой нашего исследования являлся МУЗ «Наркологический диспансер» отделение № 4. Испытуемыми в нашем исследовании являлись пациенты данного медицинского учреждения в возрасте 14-16 лет. Обращение в данное отделение за помощью в проведении детоксикации не означает наличия у обращающегося добровольного, осознанного, глуб ...

Чтение специальной литературы и отдых
Необходимость чередования труда и отдыха очевидна. Работа студента в процессе обучения требует активного отдыха. В период продолжительных самостоятельных занятий плодотворна выработка системы кратковременных "передыхов". Это могут быть несколько упражнений для разминки, умывание или окатывание холодной водой, стакан чая или ко ...

Анализ данных полученных в ходе исследования по методике «рисованный апперцептивный тест» (РАТ)
Исследование по изучению межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью состоит из двух частей. В первой части исследовании участвовали нормально развивающиеся дети дошкольного возраста и дошкольники с интеллектуальной недостаточностью по 20 человек в каждой группе. Во второй части исследовании участвовали дети млад ...