Psfine

Позитивная психология

Материалы » Возрастная динамика смысла любви » Системный анализ феномена "любви". Место категории "любовь" в системе психологических категорий

Системный анализ феномена "любви". Место категории "любовь" в системе психологических категорий
Страница 6

диффузное тягостное переживание, связанное с неопределенностью потребности;

эмоциональный тон ощущений - чувствительность к отдельным свойствам предмета, способным удовлетворить потребность;

предметные ведущие эмоции - эмоциональная восприимчивость предмета, способного удовлетворить потребность.

С.Л. Рубинштейн [320] в добавление к аффектам, страстям и настроениям описал следующие виды эмоциональных переживаний:

органическая аффективно-эмоциональная чувствительность: связана с удовлетворением - неудовлетворением органических потребностей, имеет неопредмеченный характер, представляет собой эмоциональный тон ощущений.

предметные чувства: связаны с предметным восприятием и предметным действием, характеризуются высоким уровнем осознания, по объектам делятся на интеллектуальные, моральные и эстетические чувства.

обобщенные чувства: связаны с мировоззренческими установками личности (чувство юмора, возвышенного, комического).

Любовь входит в класс чувств, которые в свою очередь являются разновидностью эмоциональных явлений. Именно принадлежность к классу чувств отличает любовь от страсти (любовной), с одной стороны, и от влюбленности, с другой. Влюбленность, как сильное, но неустойчивое переживание, входит в класс аффектов, а любовная страсть (сильная, неподдающаяся контролю, порабощающая человека) в класс страстей. В силу того, что любовь относится к чувствам человека, рассмотрение функций именно этого класса эмоциональных явлений необходимо для системного анализа природы любви.

Анализируя природу чувств, ученые - психологи (С.Л. Рубинштейн [319,320], А.Н. Леонтьев [219], В.К. Вилюнас [73], А.Ш. Тхостов, Н.Г. Колымба [361, 362], А.Г. Ковалев [169], Г.Х. Шингаров [407], Р.С. Немов [262], М.В. Гамезо, И.А. Домашенко [87]) отмечают следующие их особенности:

предметность, направленность на объект;

устойчивость, относительное постоянство во времени;

связь чувств с социальными потребностями человека, с его жизнью в обществе;

осознанность, опосредованность человеческим познанием, второсигнальность, возможность рефлексии чувств;

культурно-исторический характер, развитие чувств в ходе истории человечества;

формирование чувств в онтогенезе, прижизненно в ходе развития личности (в отличие от инстинктивных эмоций).

Данные характеристики чувств позволяют конкретизировать для них функции, выполняемые эмоциональными явлениями в целом (функций метасистемы всегда больше, чем функций системы). Чувства являются оценкой конкретных объектов (а не ситуаций, явлений), они обладают относительно постоянной во времени побуждающей силой, отражают устойчивые мотивы по отношению к предметам потребностей. Чувства регулируют деятельность по отношению к предмету потребности, осуществляют координацию психических процессов на определенных объектах, значимых для субъекта, мобилизацию-демобилизацию субъекта в отношении данных объектов. Чувства позволяют предвосхищать события, связанные с такими объектами, обеспечивают наиболее точное и длительное сохранение информации, относящейся к объекту человеческих чувств, и быстрое ее воспроизведение. Чувства выполняют экспрессивную, коммуникативную функцию, сигнализируя об отношении субъекта к объектам, позволяют эффективнее строить совместную деятельность в отношении этих объектов. Чувство, в силу своей второсигнальности, опосредованности познанием позволяют субъекту осуществлять рефлексию эмоционального отношения и максимально полно ставят перед ним "задачу на смысл" (А.Н. Леонтьев [218,219]).

Итак, чтобы возникло чувство, необходим объект и его устойчивое значение для удовлетворения потребностей субъекта. Это значение формируется в онтогенезе, но является отражением культурно-исторического развития. При определении любви как разновидности чувств человека, становится возможным ее семантическое изучение (в силу устойчивости, второсигнальности любви, возможности ее рефлексии) через задание объектов любви (любое чувство предметно). При этом объекты будут отражать как индивидуальный опыт человека, так и культурно-исторический опыт человечества.

Любовь, представляя собой лишь один из видов чувств человека, позволяет еще более конкретизировать те функции эмоциональных явлений, которые ей реализуются. Во - первых, любовь предполагает не просто оценку объекта, а положительную оценку значительной интенсивности. Во-вторых, в силу того, что объект любви обладает положительной валентностью (К. Левин [213]), привлекательностью для субъекта, любовь побуждает к действиям, направленным на сближение с объектом (в реальном или воображаемом плане). "В ходе лабораторных исследований это проявляется, например, в иной структуре общения влюбленных в сравнении с испытуемыми, которых не связывает это чувство - влюбленные два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза" (Л.Я. Гозман [91], с.111). Детально поведенческие признаки любви в речи, манере себя вести, движениях, мыслях описал в трактате "Из ожерелья голубки" Ибн Хазм (994-1064г) [252]: влюбленный часами ходит вокруг дома возлюбленной, стремится прикоснуться к ней или ее вещам, не интересуется в разговоре ни чем, кроме предмета своей любви, но, когда речь заходит о ней, краснеет и уходит и т.д.К. Дайон и К. Дайон, проанализировав описания 240 респондентов, пришли к выводу, что экспрессия, проявление любви связаны с переживаниями эйфории, депрессии, склонностью к фантазиям, нарушением сна, общим возбуждением и трудностью концентрации внимания [91, с.111].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Приложения
Таблица №1 Протокол эксперимента Ф.И. учащегося Кол-во повторов лес хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мед 1 + + + + 2 + + 3 + + + + + 4 + + + + + 5 + + ...

Теоретические подходы к проблеме изучения социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в семье. Причины и особенность заболевания в отечественной и зарубежной литературе
Синдром Дауна - врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Это одна из наиболее распространенных форм умственной отсталости; ею страдает примерно 10% больных, поступающих в психиатрические лечебницы. На основе достижений последних десятилетий в области ...

Развитие профориентации в зарубежных странах
Итак, в январе 1908 года в г. Бостоне начало работу первое бюро профориентации молодежи по оказанию помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации . Затем подобное бюро учредили в Нью-Йорке. Там занимались изучением требований, предъявляемых к человеку разли ...