Psfine

Позитивная психология

Материалы » Возрастная динамика смысла любви » Системный анализ феномена "любви". Место категории "любовь" в системе психологических категорий

Системный анализ феномена "любви". Место категории "любовь" в системе психологических категорий
Страница 2

Упраздняющие теории эмоций [73]:

Мэйер, показывая ограниченность односторонних теорий, отмечал, что физиологические сдвиги образуют непрерывный континуум, не существует возможности определить на нем точку, соответствующую эмоциям, а, следовательно, термин эмоции не нужен в научном словаре.

Иное, нежели в физиологических теориях эмоциональных явлений, решение проблемы соотношения физиологического и собственно психологического предлагают ученые, рассматривающие эмоции с позиции параллелизма и эпифеноменализма.

Психология эмоций в рамках позиции параллелизма [73]:

Б. Спиноза в работе "О происхождении и природе аффектов" [347] полагает, что физиологические процессы протекают параллельно с психологическими. Он выделяет два состояния души человека: удовольствие - пассивное состояние, через которое душа переходит к большему совершенству, и неудовольствие - через которое душа переходит к меньшему совершенству. Любовь, по мнению Спинозы, есть удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины.

Эмоциональные явления с позиций эпифеноменализма [73]:

Эмоции - есть эпифеномен, надстроенный над физиологическими процессами. Эмоциональные явления обусловлены инстинктами.

"Аварийные" теории [73]:

По мнению авторов данных теорий, критериями эмоциональных поведенческих реакций служат экстремальность, конфликтность ситуаций, исключающие возможность обычного адекватного поведения. Карр (1928), Хоудж (1935) ссылаются на возникновение эмоций в ситуациях, вызывающих у человека затруднения, как на хорошо известный факт, подтверждая это примерами. Ховард приводит данные эксперимента, в котором эмоциональное состояние испытуемых в конфликтной ситуации констатировалось на основе наблюдения и интроспективного отчета, Дарроу (1935) верифицирует возникновение эмоций в таких ситуациях по изменениям кровяного давления, Вудвортс классифицирует эмоции на основе поведенческих реакций. Согласно Р.С. Лазарусу, эмоциональные явления возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивного процесса производится заключение о наличии, с одной стороны, некоторой угрозы, с другой - невозможности ее избежать [70]. Рядом авторов (Ж.П. Сартр, П.Т. Ми, С.Х. Бартли) специфика эмоциональных явлений видится в том, что они является результатом недостатка средств для адекватной адаптации [226].

Эмоции как качества целого:

В гештальт - психологии эмоциональные явления рассматриваются как "комплекс качества переживаемого общего целого, глобальной целостности опыта" (Ф. Крюгер [201], с.113). Качествами общего целого опыта являются различные виды удовольствия-неудовольствия, возбуждения, напряжения, расслабления. Особенностями эмоциональных явлений являются их универсальность (любое событие психической жизни, рассматриваемое как целое, обладает этим особым качеством), богатство (комплекс качеств всегда больше, чем число качеств, которыми обладают неразложимые составляющие опыта), изменчивость (новые элементы меняют целое).

Эмоции рассматриваются как регулятор деятельности:

По мнению Титченера, эмоции раскрывают значение раздражения для субъекта. Н. Грот в своей работе "Психология чувствований" [96] определяет чувствования как состояния сознания, которые вытекают из субъективной оценки ощущений и вызывают субъективную деятельность - стремления и объективную деятельность - движения. Н. Грот считал, что любая психическая деятельность включает 4 момента: ощущение, чувствование (удовольствие-неудовольствие), стремление и движение. Все многообразие чувств задается отношением работы ткани организма (траты) к ее энергии (накопление). Возможно положительное удовольствие (соответствие траты вещества предшествующему накоплению), отрицательное удовольствие (соответствие накопления вещества предшествующей трате), положительное страдание (избыток траты) и отрицательное страдание (избыток накопления по сравнению с тратами).Р.У. Липер [226] разделил все мотивы деятельности на физиологические и эмоциональные. Эмоциональные мотивы наиболее важны, меняются при научении, позволяют реагировать на легкие и слабые внешние стимулы или на отсутствие необходимой стимуляции. В гормической психологии У. Макдауголла [241] инстинкты представляют собой единство трех звеньев: 1. предрасположенности к восприятию некоторых раздражителей 2. эмоции 3. предрасположенности к определенным действиям. Побуждающая сила инстинкта, запускающая определенную деятельность, заключена в среднем звене, в эмоции. Отдельному инстинкту соответствует специфическая эмоция (инстинкт бегства - эмоция страха). Вторичные эмоции есть одновременное проявление нескольких эмоций. Производные эмоции (надежда, беспокойство, радость) зависят от специфических представлений и возникают при активации любого инстинкта. В психоанализе [375] эмоции и влечения регулируют деятельность человека. "Оно", бессознательное - источник эмоций и влечений, в основе "Оно" лежат биологические функции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Профессиональная ориентация молодежи как основа правильного профессионального самоопределения. Основные понятия в системе профессиональной ориентации
Для рассмотрения понятия «профессиональной ориентации» необходимо определить круг понятий, так или иначе связанных с профориентацией, и дать им определения. В первую очередь рассмотрим понятие «профессия ». Е.А. Климов предлагает четыре подхода к определению данного термина: 1) область приложения сил человека, то есть область, в которо ...

Агрессия как причинение ущерба или нанесение оскорбления
Из представления о том, что агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений реципиенту не является обязательным. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление к ...

Психологические аспекты подготовки к переговорам
В этой части лекции я буду рассматривать только деловые переговоры, то есть переговоры в узком смысле слова. А таковыми является не любая деловая беседа. Деловые переговоры — это переговоры, в которых обе стороны юридически равноправны (имеют одинаковый статус и объем полномочий). Само собой разумеется, что ни деловая беседа начальника ...