Psfine

Позитивная психология

Материалы » Возрастная динамика смысла любви » Системный анализ феномена "любви". Место категории "любовь" в системе психологических категорий

Системный анализ феномена "любви". Место категории "любовь" в системе психологических категорий
Страница 5

В силу богатства и многообразия эмоциональных явлений в психологической науке принято выделять различные их подклассы. Не определены единые критерии, позволяющие вычленять данные подклассы. Как правило, в качестве таких критериев используются: интенсивность, длительность, глубина (С.Л. Рубинштейн [319,320], А.Н. Леонтьев [218,219], А.Г. Ковалев [169], П.М. Якобсон [429], П.А. Рудик [321,77]), направленность эмоционального переживания и его дифференцированность (П.М. Якобсон [429], А.Г. Ковалев [169], П.А. Рудик [321, 77]), тип потребностей (органические, социальные) (В.К. Вилюнас [73], Г.Х. Шингаров [407]) и характер перцептивных процессов, с которыми связано эмоциональное переживание (В.К. Вилюнас [73], С.Л. Рубинштейн [319,320]), а также степень его осознанности (Г.Х. Шингаров [407], П.А. Рудик [321,77]). Эмоциональные явления дифференцируются по происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, по способу выражения во внешнем поведении и по нейрофизиологической основе [262]. В соответствии с этими критериями выделяют:

аффект - "стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиняющуюся волевому контролю разрядку в действии" (С.Л. Рубинштейн [320], с.160); "сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождающееся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, меняться под влиянием воспитания и самовоспитания" (А.Н. Леонтьев [219], с.168).

страсть - "сильное, стойкое, длительное чувство, которое пустив корни в человеке, захватывает его, овладевает им" (С.Л. Рубинштейн [320], с.160); "сильное, стойкое, глубокое чувство, захватившее человека, подчинившее себе основную направленность его мыслей и действий" (Г.Х. Шингаров [407], с.142).

настроение - "общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в "строе" всех ее проявлений", эмоциональная оценка: как складывается ситуация для личности (С.Л. Рубинштейн [320], с.160); "длительное эмоциональное переживание, эмоциональный тон, в который окрашены все внешние воздействия на личность в зависимости от ее индивидуальных особенностей, прежде всего темперамента" (Г.Х. Шингаров [407], с.142).

эмоции - достаточно "длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении . имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, выражают оценочное, личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ней" (А.Н. Леонтьев [219], с.169); в эмоции объект эмоционального отношения выступает в качестве предмета, имеющего отношение к гомеостазу, к саморегуляции функции отдельного организма и отдельной личности в соответствии с требованиями внешней среды (Г.Х. Шингаров [407]). Эмоции - "это простые переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей" (Л.В. Благонадежина, цит. по Н.В. Витт [77], с.143).

Чувства: имеют предметный характер, "возникают в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенном" (А.Н. Леонтьев [219], с.170); "к чувствам следует относить более или менее устойчивые отношения личности, имеющие определенную предметную направленность" (А.Г. Ковалев [169], с.25), чувства могут быть как в актуальном, так и в потенциальном состоянии, чувства актуализируются в виде определенного эмоционального процесса.

Другую трактовку получили понятия "чувства " и "эмоции" в зарубежной психологии. Так Э. Клапаред [167] предлагает следующую модификацию периферической теории эмоций: восприятие - установка - органическая реакция - эмоция. "Чувства выражают некоторым образом отношение между определенным объектом или ситуацией и нашим благосостоянием ( . нашу установку к ситуации или объекту). Физиологической основой такого отношения является сама установка. Чувство - это осознание такой установки" [167, с.101]. Чувства позволяют различать, что хорошо, а что вредно, "эмоции возникают именно тогда, когда какая-то причина препятствует приспособлению . с функциональной точки зрения, эмоции представляются регрессией поведения, когда по той или иной причине естественная, правильная реакция не может быть совершена" [167, с.95].У. Макдауголл [241] видел в эмоции среднее звено и побуждающую силу инстинкта (восприятие - эмоция - действие). Чувства в гармической психологии Макдауголла понимаются как приобретенные психологические структуры, некоторые волевые тенденции к переживанию определенной эмоций и желаний в связи с некоторым конкретным объектом, возникающие вследствие опыта.

Аффекты, настроения, страсти, эмоции и чувства являются наиболее часто выделяемыми в психологической литературе классами эмоциональных явлений. Ряд авторов выделяют и некоторые другие группы эмоциональных переживаний. Так, В.К. Вилюнас [73] в силу того, что эмоциональные явления связаны с актуализацией потребностей и характеризуют значимость ситуации и объекта для удовлетворения потребностей субъекта, предложил выделять:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Нарушение отношений матери и ребенка
Эмоциональное неблагополучие ребенка и его причины. Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Разлука матери и ребенка. Хотя Боулби интересовался "неспособностью выработать импринтинг", еще больше его интересовали случаи, когда у ребенка формировалась привязанность к близкому человеку (м ...

Аффекты
Аффекты занимают среднее место: с одной стороны, они составляются из чувств, а с другой, при известных условиях, входят в волевые процессы. От обыкновенных чувств аффекты отличаются, впрочем, не только тем, что соединяют сменяющие»: чувства в одно, но обыкновенно еще и большей силой чувст. Кроме того, сильные чувства и аффекты так тесн ...

Организация и методы исследования
Проводилось исследование особенностей влияния тренинга общения на социальный статус личности школьника с целью изучения возможности применения тренинга общения как формы оказания психологической помощи. В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: необходимо оказывать психологическую помощь школьникам для повышения ...