Системный анализ феномена "любви". Место категории "любовь" в
системе психологических категорийСтраница 5
В силу богатства и многообразия эмоциональных явлений в психологической науке принято выделять различные их подклассы. Не определены единые критерии, позволяющие вычленять данные подклассы. Как правило, в качестве таких критериев используются: интенсивность, длительность, глубина (С.Л. Рубинштейн [319,320], А.Н. Леонтьев [218,219], А.Г. Ковалев [169], П.М. Якобсон [429], П.А. Рудик [321,77]), направленность эмоционального переживания и его дифференцированность (П.М. Якобсон [429], А.Г. Ковалев [169], П.А. Рудик [321, 77]), тип потребностей (органические, социальные) (В.К. Вилюнас [73], Г.Х. Шингаров [407]) и характер перцептивных процессов, с которыми связано эмоциональное переживание (В.К. Вилюнас [73], С.Л. Рубинштейн [319,320]), а также степень его осознанности (Г.Х. Шингаров [407], П.А. Рудик [321,77]). Эмоциональные явления дифференцируются по происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, по способу выражения во внешнем поведении и по нейрофизиологической основе [262]. В соответствии с этими критериями выделяют:
аффект - "стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиняющуюся волевому контролю разрядку в действии" (С.Л. Рубинштейн [320], с.160); "сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождающееся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, меняться под влиянием воспитания и самовоспитания" (А.Н. Леонтьев [219], с.168).
страсть - "сильное, стойкое, длительное чувство, которое пустив корни в человеке, захватывает его, овладевает им" (С.Л. Рубинштейн [320], с.160); "сильное, стойкое, глубокое чувство, захватившее человека, подчинившее себе основную направленность его мыслей и действий" (Г.Х. Шингаров [407], с.142).
настроение - "общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в "строе" всех ее проявлений", эмоциональная оценка: как складывается ситуация для личности (С.Л. Рубинштейн [320], с.160); "длительное эмоциональное переживание, эмоциональный тон, в который окрашены все внешние воздействия на личность в зависимости от ее индивидуальных особенностей, прежде всего темперамента" (Г.Х. Шингаров [407], с.142).
эмоции - достаточно "длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении . имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, выражают оценочное, личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ней" (А.Н. Леонтьев [219], с.169); в эмоции объект эмоционального отношения выступает в качестве предмета, имеющего отношение к гомеостазу, к саморегуляции функции отдельного организма и отдельной личности в соответствии с требованиями внешней среды (Г.Х. Шингаров [407]). Эмоции - "это простые переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей" (Л.В. Благонадежина, цит. по Н.В. Витт [77], с.143).
Чувства: имеют предметный характер, "возникают в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенном" (А.Н. Леонтьев [219], с.170); "к чувствам следует относить более или менее устойчивые отношения личности, имеющие определенную предметную направленность" (А.Г. Ковалев [169], с.25), чувства могут быть как в актуальном, так и в потенциальном состоянии, чувства актуализируются в виде определенного эмоционального процесса.
Другую трактовку получили понятия "чувства " и "эмоции" в зарубежной психологии. Так Э. Клапаред [167] предлагает следующую модификацию периферической теории эмоций: восприятие - установка - органическая реакция - эмоция. "Чувства выражают некоторым образом отношение между определенным объектом или ситуацией и нашим благосостоянием ( . нашу установку к ситуации или объекту). Физиологической основой такого отношения является сама установка. Чувство - это осознание такой установки" [167, с.101]. Чувства позволяют различать, что хорошо, а что вредно, "эмоции возникают именно тогда, когда какая-то причина препятствует приспособлению . с функциональной точки зрения, эмоции представляются регрессией поведения, когда по той или иной причине естественная, правильная реакция не может быть совершена" [167, с.95].У. Макдауголл [241] видел в эмоции среднее звено и побуждающую силу инстинкта (восприятие - эмоция - действие). Чувства в гармической психологии Макдауголла понимаются как приобретенные психологические структуры, некоторые волевые тенденции к переживанию определенной эмоций и желаний в связи с некоторым конкретным объектом, возникающие вследствие опыта.
Аффекты, настроения, страсти, эмоции и чувства являются наиболее часто выделяемыми в психологической литературе классами эмоциональных явлений. Ряд авторов выделяют и некоторые другие группы эмоциональных переживаний. Так, В.К. Вилюнас [73] в силу того, что эмоциональные явления связаны с актуализацией потребностей и характеризуют значимость ситуации и объекта для удовлетворения потребностей субъекта, предложил выделять:
Основные характеристики личностного развития
Личность – это Относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности. При т ...
Виды воздействия группы на индивида
Группа может влиять на индивидуума различными способами. Например, одним своим присутствием группа может иногда изменить производительность человека. Этот процесс называется общественной помощью. При этом во всех случаях, за одним главным исключением, присутствие посторонних увеличивает производительность. При этом вовсе не обязательн ...
Стадии профессионального выгорания
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии
(Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но . ску ...