Psfine

Позитивная психология

Материалы » Причины, диагностика и коррекция одиночества личности » Экспериментальное осследование проблемы одиночества личности. Методика экспериментального исследования одиночества личности. Одномерные системы измерения одиночества личности

Экспериментальное осследование проблемы одиночества личности. Методика экспериментального исследования одиночества личности. Одномерные системы измерения одиночества личности

Глубокое внимание к переживанию одиночества. А также к способам его измерения возникло совсем недавно. Наиболее ранняя система измерения одиночества личности была создана Эдди (Eddy,1969). Опросник состоял из 24 пунктов, описывающих различную интенсивность одиночества: «Я чувствую себя покинутым», «Я испытываю чувство пустоты» и т.д. Эдди выявил относительную зависимость переживания одиночества от несоответствия собственной оценки респондентов (самооценке) представления о том, как их воспринимают другие (отраженная самооценка) и какими им хотелось бы быть в идеале (идеальная самооценка).

Недостаток метода заключался в одномерности подхода. Этот подход допускает, что в переживании одиночества имеются общие темы и не принимает во внимание, чем каждый отдельный случай является для индивида. Таким образом, одна и та же шкала должна уловить и различить и одиночество студента-новичка, которому недостает друзей, и одиночество человека постарше, у которого недавно умер спутник жизни.

Шкала, созданная Сизенвейном [Sisenwein – 1964], основывается на работах Эдди. Сизенвейн ввел дополнительные формулировки для, описания одиночества, что привело к появлению системы измерения, состоявшей из 75 пунктов. Он отказался от анкеты-опросника, и обратился к респондентам с просьбой оценить по шкале, состоявшей из 4 пунктов, как «иногда», «редко», «никогда». Результаты ответов Сизенвейн соотносил с единой шкалой, состоявшей из 6 пунктов, в которой респондентов просили указать, насколько одинокими они себя чувствуют по сравнению с другими людьми. Формулировки варьировались от «Я самый одинокий человек из всех, кого я знаю» до «Я никогда не чувствую себя одинокими». Сизенвейн определил, что студенты, идентифицированные как одинокие, оказались более враждебны и инертны, а их самооценка и отраженная оценка расходилась больше чем у не одиноких. Одинокие студенты, вспоминая свое прошлое, сообщали, что имели мало друзей, их образ жизни был уединенным, у родителей были небольшие доходы.

Третья система измерения одиночества была создана Бредли [Bradly – 1969]. Она состояла из 38 формулировок, описывающих одновременно одиночество и принадлежность к какой-либо группе. Была установлена связь между глубокими переживаниями одиночества и повышенной тревожностью и склонностью к депрессии. Эмоционально обеспокоенные, социально подавленные респонденты переживали одиночество чаще, чем социально адаптированные.

Одновременные системы измерения одиночества имеют одну общую особенность: в пунктах этих шкал почти не упоминается термин «одиночество». Вместо того, чтобы прямо признать то состояние, которое человек испытывает, они просят респондентов описывать другие эмоции и состояния, связанные с переживаемым настроением.

Для последнего подхода к определению одиночества существенным моментом является включение прямого вопроса к респонденту: «Одиноки ли Вы?». Данная процедура будет являться критерием валидности, так как просит респондентов самим дать самооценку собственного одиночества.

Новая система измерения одиночества, созданная Рубинстайн и Шейвером, состоит из восьми точных самомаркирующих вопросов, например: «как часто Вы испытываете чувство одиночества?» или «Другие люди считают, что я очень одинок». Систему Рубинстайн и Шейвера отмечает контент-валидность. Баллы, набираемые по этой шкале, тесно связаны с невысоким уровнем самоуважения и собственным описанием проблем, касающихся здоровья.


Мотивы профессионального самоопределения молодежи
Выбор вуза молодыми людьми – это профессиональное самоопределение, признание определенного образа жизни, важнейший этап, во многом определяющий их будущую судьбу. В процессе профессионального самоопределения условно выделяют 3 компонента: деятельностный, когнитивный, мотивационный [28 с. 271.]. Деятельностный компонент здесь представлен ...

Теоретическая часть. Теоретические аспекты исследования проблемы влияния характерологических особенностей руководителей высшего и среднего звена на стиль руководства. Психологическое содержание пон
История учения о характере показывает значительное разнообразие даже в исходных позициях при определении этой важнейшей стороны личности. Слово «характер» означает «черта», «примета», «признак», «особенность». Это слово происходит от глагола «харако» - острить, царапать, чертить. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-т ...

Теоретическое осмысление
В основу концепции мотивационного тренинга положено представление о том, что тренинг должен быть мотивирующим. После тренинга его участники должны не только уметь использовать то новое, что они получили в тренинге, но и стремиться использовать новое знание и новый опыт. Тренинг обращен к тем, кто управляет людьми и в своей деятельности ...