Psfine

Позитивная психология

Материалы » Возрастная динамика смысла любви » Системный анализ феномена "любви". Место категории "любовь" в системе психологических категорий

Системный анализ феномена "любви". Место категории "любовь" в системе психологических категорий
Страница 7

Кроме того, любовь как и другие чувства, предполагает координацию психических процессов на объекте любви, регуляцию деятельности в отношении этого объекта, реорганизацию информации, касающейся объекта (эффективное сохранение, воспроизводство, компенсация недостатка информации, эффект идеализации). Любовь ставит перед субъектом задачу по осмыслению своего отношения к объекту любви и себя, в связи с этой любовью. Итак, любовь выделяет определенный класс объектов как способных устойчиво, длительное время удовлетворять потребности субъекта и организует восприятие этих объектов и деятельность по отношению к ним. Объекты любви определяются в ходе приобретения индивидуального опыта субъектом, но детерминируются культурно-исторически.

В данном исследовании объектом изучения выступает не любовь вообще, а любовь между мужчиной и женщиной, половая любовь. Основанием для выделения различных видов любви могут служить:

объект любви (любовь к родине (А.Г. Ковалев [169], С.Л. Рубинштейн [319, 320], А.Н. Леонтьев [219]), к Богу, к жизни, к людям к себе (Э. Фромм [377]); при этом подразумевается, что субъектом любви может быть любой человек;

объект и субъект любви (материнская, отцовская, братская любовь (Э. Фромм [377]); при данном типе критерия важны характеристики как субъекта, так и объекта;

соотношение между объектом и субъектом любви, например, их власть и статус относительно друг друга (Т. Кемплер [91,418]): детско-родительская, романтическая, любовь-поклонение, измена в диаде, безответная любовь;

характер самой любви (романтическая, страстная, товарищеская, супружеская любовь (В.И. Мустейн, Э. Уолтер, Б. Уолтер [91,418,22]); Д.А. Ли выделял [418]:

эрос – страстная любовь-увлечение;

людус – гедонистическую любовь-игру с изменами; (Эти два типа любви наиболее присущи мужчинам);

сторге – любовь-дружбу;

мания – любовь-одержимость с неуверенностью и зависимостью;

прагма – любовь по расчету;

(сторге, мания и прагма более свойственны женщинам)

агапе – бескорыстную любовь-самоотдачу;

людический эрос;

сторгический людус.

В данном исследовании основанием для выделения вида любви служит тип субъекта и объекта любви. Все функции любви могут быть конкретизированы для половой любви, объектом которой выступает человек противоположного пола.

Таким образом, рассмотрение любви в русле системного анализа позволило построить следующую структурную цепочку: эмоциональные явления - чувства - любовь - любовь между мужчиной и женщиной.

Анализ и систематизация различных подходов к пониманию эмоциональных явлений позволили выделить основные функции эмоциональных явлений: оценка, побуждение, регуляция деятельности, координация процессов в организме, влияние на сохранение опыта, предвосхищение событий, целостное отражение, мобилизация-демобилизация организма, экспрессия, коммуникация, постановка задачи на смысл, компенсация. Данные функции как функции метасистемы в определенной мере присущи входящим в нее системам и конкретизируются ими. Адаптация, обеспечение выживания организма реализуется на уровне метасистемы - эмоциональных явлений - через презентацию субъекту его потребностей (как оценку объектов и ситуаций, побуждение к определенной деятельности), через организацию деятельности по удовлетворению актуальной потребности и подкрепление этой деятельности (регуляция деятельности, координация процессов в организме, целостное отражение, мобилизация), через возможность осмысления субъектом своих потребностей (эмоциональные явления ставят задачу на смысл, обеспечивают избирательность в сохранении опыта).

Выделение различных подклассов эмоциональных явлений позволило определить особенности чувств как системы, в которую входит любовь, и конкретизировать для них функции эмоциональных явлений. Чувства раскрывают человеку значение объектов, имеющих устойчивую связь с удовлетворением потребностей человека (эмоциональные явления показывают значение не только объектов, но и ситуаций, при этом объекты и ситуации могут иметь и неустойчивое, флексибильное значение для удовлетворения потребностей). Чувства формируются в ходе онтогенеза, но отражают культурно-историческое развитие представлений об объектах и отношения к ним. Чувства социальны и связаны с жизнью человека в обществе. Чувства обусловлены появлением второй сигнальной системы у человека, опосредованы, осознаны и в силу этого в максимальной мере доступны рефлексии и связаны с задачей на смысл.

Любовь позволяет субъекту выделять объекты, имеющие устойчивое положительное значение для удовлетворения его базовых потребностей (связь с базовыми потребностями обеспечивает интенсивность данного чувства). Любовь связана с определенным паттерном поведенческих и экспрессивных проявлений, презентирующих самому субъекту и другим людям отношение субъекта к объекту любви и организующих деятельность и поведение субъекта. Любовь между мужчиной и женщиной позволяет конкретизировать данные функции в отношении партнера противоположного пола.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Результаты исследования и их обсуждение
В качестве критерия разделения испытуемых на группы в работе использовали модифицированный опросник «Тесты определения индивидуальных особенностей вегетативного реагирования» В.В. Суворовой. По результатам анализа данного опросника испытуемые были разделены на 3 группы (Табл. 1): – ваготоники – испытуемые, у которых вегетативный баланс ...

Готовность студентов к профессиональной деятельности
Отношение студентов к профессии, т.е. к целям вузовского обучения, наполняется профессиональным смыслом и содержанием в ходе учебной деятельности, которая выступает относительно профессиональных целей обучения в качестве средства их достижения. Отношение к учению как к средству достижения профессиональных целей образует второй уровень м ...

Методы юридической психологии
В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, а также различных психологических явлений, возникающих в процессе правоприменительной деятельности. К ним относят следующие[5]: Метод наблюдения. Под методом наблюдения в психологии понимается специально организованное, преднамеренное, целенаправле ...