Psfine

Позитивная психология

Материалы » Возрастная динамика смысла любви » Системный анализ феномена "любви". Место категории "любовь" в системе психологических категорий

Системный анализ феномена "любви". Место категории "любовь" в системе психологических категорий
Страница 7

Кроме того, любовь как и другие чувства, предполагает координацию психических процессов на объекте любви, регуляцию деятельности в отношении этого объекта, реорганизацию информации, касающейся объекта (эффективное сохранение, воспроизводство, компенсация недостатка информации, эффект идеализации). Любовь ставит перед субъектом задачу по осмыслению своего отношения к объекту любви и себя, в связи с этой любовью. Итак, любовь выделяет определенный класс объектов как способных устойчиво, длительное время удовлетворять потребности субъекта и организует восприятие этих объектов и деятельность по отношению к ним. Объекты любви определяются в ходе приобретения индивидуального опыта субъектом, но детерминируются культурно-исторически.

В данном исследовании объектом изучения выступает не любовь вообще, а любовь между мужчиной и женщиной, половая любовь. Основанием для выделения различных видов любви могут служить:

объект любви (любовь к родине (А.Г. Ковалев [169], С.Л. Рубинштейн [319, 320], А.Н. Леонтьев [219]), к Богу, к жизни, к людям к себе (Э. Фромм [377]); при этом подразумевается, что субъектом любви может быть любой человек;

объект и субъект любви (материнская, отцовская, братская любовь (Э. Фромм [377]); при данном типе критерия важны характеристики как субъекта, так и объекта;

соотношение между объектом и субъектом любви, например, их власть и статус относительно друг друга (Т. Кемплер [91,418]): детско-родительская, романтическая, любовь-поклонение, измена в диаде, безответная любовь;

характер самой любви (романтическая, страстная, товарищеская, супружеская любовь (В.И. Мустейн, Э. Уолтер, Б. Уолтер [91,418,22]); Д.А. Ли выделял [418]:

эрос – страстная любовь-увлечение;

людус – гедонистическую любовь-игру с изменами; (Эти два типа любви наиболее присущи мужчинам);

сторге – любовь-дружбу;

мания – любовь-одержимость с неуверенностью и зависимостью;

прагма – любовь по расчету;

(сторге, мания и прагма более свойственны женщинам)

агапе – бескорыстную любовь-самоотдачу;

людический эрос;

сторгический людус.

В данном исследовании основанием для выделения вида любви служит тип субъекта и объекта любви. Все функции любви могут быть конкретизированы для половой любви, объектом которой выступает человек противоположного пола.

Таким образом, рассмотрение любви в русле системного анализа позволило построить следующую структурную цепочку: эмоциональные явления - чувства - любовь - любовь между мужчиной и женщиной.

Анализ и систематизация различных подходов к пониманию эмоциональных явлений позволили выделить основные функции эмоциональных явлений: оценка, побуждение, регуляция деятельности, координация процессов в организме, влияние на сохранение опыта, предвосхищение событий, целостное отражение, мобилизация-демобилизация организма, экспрессия, коммуникация, постановка задачи на смысл, компенсация. Данные функции как функции метасистемы в определенной мере присущи входящим в нее системам и конкретизируются ими. Адаптация, обеспечение выживания организма реализуется на уровне метасистемы - эмоциональных явлений - через презентацию субъекту его потребностей (как оценку объектов и ситуаций, побуждение к определенной деятельности), через организацию деятельности по удовлетворению актуальной потребности и подкрепление этой деятельности (регуляция деятельности, координация процессов в организме, целостное отражение, мобилизация), через возможность осмысления субъектом своих потребностей (эмоциональные явления ставят задачу на смысл, обеспечивают избирательность в сохранении опыта).

Выделение различных подклассов эмоциональных явлений позволило определить особенности чувств как системы, в которую входит любовь, и конкретизировать для них функции эмоциональных явлений. Чувства раскрывают человеку значение объектов, имеющих устойчивую связь с удовлетворением потребностей человека (эмоциональные явления показывают значение не только объектов, но и ситуаций, при этом объекты и ситуации могут иметь и неустойчивое, флексибильное значение для удовлетворения потребностей). Чувства формируются в ходе онтогенеза, но отражают культурно-историческое развитие представлений об объектах и отношения к ним. Чувства социальны и связаны с жизнью человека в обществе. Чувства обусловлены появлением второй сигнальной системы у человека, опосредованы, осознаны и в силу этого в максимальной мере доступны рефлексии и связаны с задачей на смысл.

Любовь позволяет субъекту выделять объекты, имеющие устойчивое положительное значение для удовлетворения его базовых потребностей (связь с базовыми потребностями обеспечивает интенсивность данного чувства). Любовь связана с определенным паттерном поведенческих и экспрессивных проявлений, презентирующих самому субъекту и другим людям отношение субъекта к объекту любви и организующих деятельность и поведение субъекта. Любовь между мужчиной и женщиной позволяет конкретизировать данные функции в отношении партнера противоположного пола.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Полезные приемы при фиксации информации
Какие бы цели не стояли перед вами при работе с книгой, все они связаны с извлечением необходимой информации. В ходе такой работы вырабатываются способы первичной фиксации информации в книге. 1) Если вы работаете со своей собственной книгой, пользуйтесь подчеркиванием важных мест (лучше карандашом), пометками на полях. 2) Поскольку в ...

Анализ результатов.
В группе «А» среднее значение ситуативной тревожности составляет 34,8 баллов, среднее значение личностной тревожности составляет 41,4 баллов. Это умеренный уровень тревожности. Группа «А» достаточно активна, имеет четко ориентированные интересы. Это достаточно уверенная в себе группа. Самые низкие показатели у испытуемого НА: СТ – 29, ...

Подавление регрессий
При чтении мы часто возвращаемся взглядом к уже прочитанному. Как показали исследования, проведенные в США (12 тыс. читателей), студенты на сто прочитанных слов делали около 15, а учащиеся средней школы — около 20 регрессий, т. е. примерно шестая часть времени тратится на просмотр уже прочитанного. Сосредоточение внимания на чтении поз ...