Psfine

Позитивная психология

Материалы » Возрастная динамика смысла любви » Системный анализ феномена "любви". Место категории "любовь" в системе психологических категорий

Системный анализ феномена "любви". Место категории "любовь" в системе психологических категорий
Страница 3

Эмоции как форма отражающей и регулирующей функции мозга:

В отечественной психологии сложилось понимание эмоций как специфической формы отражения (объективный аспект) и отношения человека к миру (субъективный аспект). Эмоциональные явления рассматриваются при этом, как психологические (а не физиологические) состояния, обеспечивающие регуляцию деятельности за счет презентации субъекту мотивов его деятельности. Согласно А.Н. Леонтьеву [218,219], эмоции раскрывают смысл объекта и ситуации для субъекта и отражают отношение между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. По мнению С.Л. Рубинштейна [319,320], чувства характеризуют удовлетворение-неудовлетворение потребности и саму эту потребность, раскрывают взаимосвязь событий с потребностями и деятельностью субъекта. П.К. Анохин отмечает, что эмоциональные явления являются отражением полезности или вредности воздействия: "эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию . всех функций организма, эмоции сами по себе, и в первую очередь, могут быть абсолютным сигналом полезности или вредности воздействия" (П.К. Анохин [15], с.173).

Информационные теории эмоций:

В информационной теории эмоций П.В. Симонова [336,337], эмоция определяется как функция, характеризуемая силой и качеством актуальной потребности и вероятностью ее удовлетворения: Э= f [П (Ин-Ис)].Я. Рейковский [300], опираясь на кибернетическую концепцию Эшби, рассматривает человеческое существо как множество состояний Е, заключенных в пределах n. Процессы D, происходящие внутри и вне организма, являются необходимым условием сохранения E в пределах n, однако, они предполагают такое разнообразие, которое может привести к выходу за пределы n. Поэтому существует k - регулятор разнообразия (психическая деятельность у высших организмов), который препятствует выходу за пределы n. Эмоции выделяют среди всех изменений в источнике воздействий существенные и осуществляют мобилизацию организма. Эмоциональный процесс включает три компонента: 1. эмоциональное возбуждение - мобилизация организма, определяющая стенической или астенической будет эмоция 2. значение эмоциогенного события для субъекта - определяет знак эмоции 3. качественные особенности события - определяют качество эмоции.

Обобщая различные подходы к пониманию эмоциональных явлений, возможно выделить следующие их функции:

оценка: эмоциональные явления позволяют субъекту определить потребностную значимость происходящего (В.К. Вилюнас [71], Д.А. Леонтьев [223]), раскрывают значение отражаемого для субъекта: "связь событий с мотивами, их личностный смысл непосредственно сигнализируется возникающими у него (субъекта) эмоциональными переживаниями" (А.Н. Леонтьев [219], с.167).

Побуждение: важная роль эмоций в мотивации поведения является общепризнанным научным постулатом, однако соотношение эмоций и мотивов получило в психологии неоднозначную интерпретацию: 1. эмоции и мотивация по сути одно и тоже (В. Вунд [80], Н. Грот [96]) 2. "эмоции неизбежно включают в себя и стремление, влечение к тому, что для чувства привлекательно" (С.Л. Рубинштейн [320], с.154), эмоции есть итоговая форма существования мотивации 3. "сами эмоции не являются мотивами, но выполняют важную мотивирующую функцию", отражая отношение мотивов к деятельности, отвечающей этим мотивам (Д.А. Леонтьев [223], с.166) 4. эмоции - одна из разновидностей мотивации, наряду с физиологической (Р.У. Липер [226]).

Регуляция деятельности: с функциональной точки зрения выделяют ведущие эмоциональные переживания, которые предшествуют деятельности, побуждают ее, отвечают за ее общую направленность. Эти переживания окрашивают в образе среды сами предметы потребностей, превращая их в мотивы деятельности (В.К. Вилюнас [73], с.101; Р.У. Липер [226]). Эмоциональные явления осуществляют функцию переключения, выбора между мотивами, определяя, какая именно деятельность будет реализована (П.В. Симонов [335]).

Вторую группу эмоциональных явлений составляют производные эмоциональные переживания, которые возникают при наличии ведущего побуждения, т.е. в процессе деятельности. Они отражают отношение субъекта к ситуациям, благоприятствующим или затрудняющим деятельность (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям. Производные эмоциональные переживания сигнализируют о недостатке адаптационных возможностей (Фресс), о соответствии или несоответствии намерений и результата деятельности (П.К. Анохин [15]), об избытке или дефиците информации (П.В. Симонов [335, 336]), позволяя субъекту корректировать свою деятельность.

Эмоциональным явлениям часто приписывается и дезорганизующая роль в процессе деятельности (Ж.П. Сартр [328], Э. Клапаред [167]). Однако, по мнению В.К. Вилюнаса, речь скорее должна идти не о дезорганизации, а об организации иной деятельности, по каким либо причинам оказавшейся более связанной с потребностями субъекта в данный момент (В.К. Вилюнас [71]).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Основы сплоченности семьи
На наш взгляд, представляется весьма интересной классификация стадий жизненного цикла предложенная Дювалем, включающая восемь стадий, из которых в нашем эмпирическом исследования мы рассмотрели три следующие. 1) Супружеские пары без детей. Задачи стадии: сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопр ...

Правильная постановка целей
1. Конкретность цели Максимальная конкретность, подкрепление высших целей, временные ограничения, циклическая модель успешной деятельности. 2. Критерии достижения результата Установить конкретные критерии достижения цели. Чем более конкретна цель, тем легче определить критерии (чувственная достоверность) её достижения. Во многих сфер ...

"Умственная работоспособность по Крепелину"
Задача исследования: изучение устойчивости внимания при простой, но монотонной работе. Этот метод был предложен Э. Крепелином для исследования волевого усилия, упражняемости при умственной работе. При применении метода до после трудового задания он может служить способом оценки его утомляемости. Оборудование: печатные бланки, секундоме ...