Теории памяти
Одной из первых психологических теорий памяти была ассоциативная теория (Г. Эббингауз и др.). В основе этой теории лежит понятие ассоциации, то есть связи между отдельными психическими образованиями (по смежности, сходству, контрасту). Например, увидев птицу - можно вспомнить самолет, по лицу можно вспомнить всего человека и т.д. В рамках этой теории память понималась как единое целое образование, несмотря на множественность ее видов, так как они отличаются только прочностью ассоциаций. Поэтому эта трактовка памяти носит название монистической.
Другая трактовка памяти была разработана в психологии сознания (У. Джеймс).
Память здесь двойственная (первичная и вторичная). Первичная память состоит из впечатлений, непосредственно присутствующих в сознании, ее содержание быстро стирается (кратковременная). Содержание вторичной памяти - это наши постоянные знания (долговременная память). Эту трактовку называют множественной.
В настоящее время существуют теории, продолжающие ту и другую трактовки. Идея существования двух видов памяти широко используется в когнитивной психологии.
В гештальтпсихологии предметом изучения памяти стала целостная организация предметов и явлений - гештальт, а процессы памяти определяются формированием этого гештальта. Особенно подчеркивались значение структурирования материала, доведение его до целого, организации материала в систему при запоминании и воспроизведении.
Взгляды бихевиористов на проблемы памяти отличались от ассо-ционизма лишь тем, что они подчеркивали значение подкрепления при запоминании материала.
Психоанализ вскрыл ряд законов, связанных с мотивацией и подсознательными процессами памяти. Установлено, что легче воспроизводятся события, имеющие положительную эмоциональную окраску, а негативные события быстрее забываются.
В начале XX в. возникает смысловая теория памяти (А. Бине, К. Бюлер и др.). Было доказано, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Поэтому человек легче запоминает смысл материала, чем дословное его содержание.
Память являлась предметом изучения многих отечественных психологов: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зин-ченко, А.А. Смирнов и др.
Развитие информационно-кибернетической теории памяти связано с развитием кибернетики, вычислительной техники и программирования. Эта теория позволяет моделировать на ЭВМ процессы памяти и более глубоко проникать в тайны человеческой памяти.
Почему необходим учет времени
Начнем с вопросов: зачем учитывать затраты собственного времени на те или иные дела? Может ли учет времени дать человеку новую информацию о самом себе? Попробуйте вспомнить события вчерашнего дня и зафиксировать с точностью до получаса все, что вы делали в течение дня. И вы убедитесь, что эта задача не из простых. Потому что, во-первых, ...
Обработка и анализ результатов
При оценке результатов прежде всего выявляют различия во времени, которое испытуемый тратит на отыскание чисел одной таблицы. В среднем на одну таблицу тратится от 30 до 50 сек., чаще всего 40— 42 сек.
Бывает, что испытуемый называет и показывает ряд чисел со скоростью 1—1,5 сек. на число, а затем вдруг не может найти какое-либо одно ч ...
Вариации шкал социальной ответственности
Шкалы для измерения ответственности личности представлены в ряде популярных многофакторных личностных вопросников: шкала социальной ответственности в Миннесотском многофакторном личностном опроснике, фактор G в опроснике Кеттела. Созданы также специальные шкалы, позволяющие измерить социальную ответственность личности, например, шкала о ...
