Экспериментальное исследование возрастной динамики
смысла любви. Смысл любви для
старшеклассников, студентов и молодых семейных парСтраница 14
Наиболее значима для мужей ситуация создания семьи. Она ассоциируется со счастьем и получением времени, внимания, подарков любимой. Создание семьи предполагает отсутствие боли, агрессии, ревности, вызываемых изменой. Ситуация счастливой семейной жизни связана для мужчин с малиновым, желтым, розовым, светло-зеленым, зеленым, голубым, оранжевым цветом. Второй тип ситуаций связан для мужей с самоотдачей. Молодые мужья готовы отдавать при условии прочности отношений: гарантий, что жена не изменит, не уйдет. Интересно, что ситуация самоотдачи противопоставляется в сознании мужчин ситуации создания семьи, предполагающей, в первую очередь, получение. Создание семьи образует отрицательный полюс самоотдачи, наряду с изменой и уходом любимой. Этот отрицательный полюс фактора ассоциируется с коричневым, темно-коричневым, темно-зеленым, серым, темно-синими цветами. Создавая семью, молодые мужья ощущают большой риск и болезненность измен и ухода жены. Сексуальные отношения связаны для мужчин с ожиданием и понимаются, как нечто инстинктивное, близкое к агрессии и ассоциируются с красным и фиолетовым цветом. Секс не приносит боли, но не может быть реализован в ситуации угрозы ухода любимого человека. Итак, основными потребностями, реализация которых связывается с любовью, для молодых мужей является потребность в получении заботы, внимания, потребность в самоотдаче и сексуальная потребность.
Связь женских образов с типами ситуаций отражена в таблице:
жена |
0,97 |
0,03 |
0,05 |
роковая женщина |
0,01 |
-0,99 |
0,01 |
интеллигентный друг |
-0,04 |
0 |
1 |
создание семьи |
0,98 |
0,08 |
0,07 |
самоотдача |
-0,86 |
0, 19 |
0,39 |
секс |
0,77 |
-0,51 |
-0,15 |
Факторные веса |
3,24 |
1,28 |
1,17 |
Доля дисперсии |
0,54 |
0,21 |
0, 19 |
Все типы ситуаций оказались связаны с образом жены, выделены на основе взаимодействия с ней. С женой связывают молодые мужья ситуацию создания семьи, счастливую любовь и получение. Ей планируют многое отдавать в отношениях. С ней ожидают гармоничных сексуальных отношений. Необходимым условием реализации всех трех типов ситуаций является отсутствие измен и ухода любимой. С образом роковой женщины связана ситуация ухода и боли. С такой женщиной невозможно планировать сексуальные отношения, считают молодые мужья. Образ интеллигентной девушки-друга оказался не связан ни с одним типом ситуаций, он не значим в близких отношениях, в любви. Итак, женатые мужчины выделяют два основных смысла любви: это счастливая любовь, предполагающая создание семьи и связанная с образом жены, и фрустрация потребности в любви, боль, причиняемая уходом любимой, ассоциируемая с образом роковой женщины. В силу того, что этот смысл отражен и в представлениях студентов о любви, во взглядах мужей на любовь он является отражением прошлого болезненного опыта отношений.
Представления молодых семейных пар о любви отличаются большей сформированностью, чем представления школьников и студентов. Женщины начинают выделять три основных смысла любви, наконец включая в них образ мужчины - каменной стены. Для мужчин вновь после школьного периода значимой становится ситуация создания семьи, которая связывается со счастьем. И у мужчин, и у женщин сформирована позитивная модель счастливой любви, которая является наиболее значимой для построения отношений (первый генеральный фактор в пространстве ситуаций). Образ жены и образ мужа позитивно оцениваются и максимально значимы в близких отношениях. Однако можно отметить и ряд конфликтных моментов в представлении мужей и жен:
представление о счастье в любви как получении: внешний локус контроля счастья;
разное понимание сексуальных отношений мужьями и женами: для женщин максимально важна игра, интрига, для мужчин - инстинктивность, спонтанность сексуальных отношений;
Проведение исследования
Было проведено исследование двух групп по 10 человек. Группа А –испытуемые от 18 до 28 лет, группа В – испытуемые от 28 до 38 лет.
Испытуемым было предложено ответить на вопросы шкал согласно инструкциям.
Обработка результатов проводилась следующим образом:
1) Было проведено определение показателей ситуативной и личностной тревожност ...
Назовите методы общей и детской психологии. Охарактеризуйте эти методы
Методы исследования общей психологии
Метод – это способ при помощи которого собираются научные факты.
Метод исследования – это способ научного познания психических явления и процессов.
Основные методы:
1) наблюдение – мет-д, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждения о психических явлениях. Различают: житейск ...
Конфликт в коллективе и его преодоление.
Недостаток или избыток отдельных элементов атмосферы межличностного общения затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут загрязнить эту атмосферу, нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но л ...