Изучние особенностей межличностных отношений у детей с интеллектуальной
недостаточностью. Методики изучения межличностных отношений
в детском возрастеСтраница 1
В настоящее время в психологии существует довольно большое количество конкретных методик, позволяющих исследовать межличностные отношения. В.Б. Быстрицкас и Г.Т. Хоментаускас отмечают следующие основания для систематизации этих методик:
- на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т.д.);
- на основании задач, решаемых исследователем (выявления групповой сплоченности, совместимости и т.д.);
- на основании структурных особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т.д.);
- на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений и др.) [7, с. 179].
При этом они отмечают: " .Оценка межличностных отношений в разных подходах опирается на различные психические детерминанты личности . Таким образом, исследователь всегда ставится перед проблемой выбора "глубины" методики, что требует от него точного осознания того, на механизмах какой психологической реальности построена методика ." [7, с. 181]. Опираясь на данный критерий, авторы приводят краткий обзор следующих групп методик:
- диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Традиционная методика этой группы - социометрический тест Дж. Морено, а также ряд его модификаций - например, аутосоциометрические методики. Отмечая методологические недостатки данной группы, авторы отмечают следующее: " .сознательная оценка вследствие социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния процесса психической защиты . может кардинально измениться ." И далее: " .становится, вообще, неясным, какие именно психологические реалии выявляют, скажем, социометрические техники в каждом индивидуальном случае ." [7, с. 182];
- методики косвенной оценки межличностных отношений. Авторы отмечают, что это - самая молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. В ее основе лежат закономерности влияния эмоционального состояния на невербальное поведение (в основном - проксемическая оценка, т.е. выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица) и паралингвистические параметры. Среди недостатков - неразработанность и узость даваемой информации;
- методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Акцент здесь дается на объективное и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических воззрений. Исследователь здесь имеет дело с многозначным психологическим материалом; его интерпретация более интегративна, более зависима от психологической теории, на которой стоит исследователь;
- диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения. Созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д. Авторы выделяют две наиболее удачные методики этой группы - "Калифорнийский психологический опросник личности" и методику Т. Лири. К сожалению, " .остается неясным, как соотносить разные уровни между собой ." [7, с. 190], - это авторское замечание касается последней методики. Т.о., детальный анализ не может дать синтезированного целостного образа картины межличностных отношений;
- методики исследования субъективного отражения межличностных отношений. Большинство этих методик - проективные. Они позволяют получить информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, себя в них, о его ожиданиях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта. Эти моменты определяются некоторой совокупностью причин: историей отношений в целом, ситуацией, потребностями субъекта, личностными чертами общающихся. Подобные методики, несмотря на то, что они могут дать обширную и глубокую информацию о человеке, отличаются "большим удельным весом" субъективизма в интерпретации данных.
Функции Я-концепции
Функции Я-концепции выполняют важнейшую роль в организации поведения человека. От того, что человек сам о себе думает, зависит множество аспектов его жизнедеятельности: процессы адаптации, способы психологической защиты, индивидуальный стиль деятельности, общения, жизни, реакции на события и поступки других людей.
Р.Бернс определяет сл ...
Экспериментальное осследование проблемы одиночества личности.
Методика экспериментального исследования одиночества личности. Одномерные системы измерения одиночества личности
Глубокое внимание к переживанию одиночества. А также к способам его измерения возникло совсем недавно. Наиболее ранняя система измерения одиночества личности была создана Эдди (Eddy,1969). Опросник состоял из 24 пунктов, описывающих различную интенсивность одиночества: «Я чувствую себя покинутым», «Я испытываю чувство пустоты» и т.д. Эд ...
Дискретная субмодальная система
Зрительные особенности этой системы:
§ способ написания слова (печатные\письменные, заглавные\строчные буквы, ваш\не ваш почерк, ваш сегодняшний\более ранний почерк)
§ характер изображения букв в слове (на плоскости\объемные, из чего ни сделаны)
§ величина букв в слове (большие как на плакатах, средние как на заголовке газеты, малень ...