Psfine

Позитивная психология

Материалы » Самоорганизация студентов первого курса » Анализ использования времени

Анализ использования времени
Страница 1

Вполне возможно, что при первом взгляде на данные, полученные методом "самофотографии", вы удивитесь и даже ужаснетесь тому, как много времени уходит "впустую". Не удивляйтесь, переоценка собственной занятости — явление обычное и расценивается психологами как вполне положительная особенность человеческой психики.

В одной из студенческих стенных газет был юмористически описан распорядок дня среднего студента. Он выглядел так:

7-00 Подъем.

7-30 Подъем.

8-00 Подъем.

9-00 Подъем.

9-30 Подъем.

10-45 Первое окно (прорубается по желанию студента).

12-00 Обед.

12-30 Мертвый час (иногда дома, чаще — на лекции).

16-30 Пришел Вася и попросил денег взаймы до стипендии.

18-00 Вася взял 5 копеек и ушел.

19-00 У входа в общежитие. Светы нет.

20-00 Светы нет.

21-00 Светы нет.

22-00 Света пришла с высоким блондином.

23-00 Вечерние игры и развлечения.

24-00 Выполнение домашнего задания.

25-00 Домашнее задание.

26-00 Задание.

27-00 Отбой.

Смешно? Но самое удивительное, что многие веселящиеся у газеты студенты живут по такому же распорядку (исключая, конечно, 25-е, 26-е, 27-е часы суток), не отдавая себе в том отчета. А, с другой стороны, так ли уж бессмысленно проведено время, потраченное на ожидание Светы и на общение с Васей? Ведь важно и то, чтобы экономия времени не препятствовала личным взаимоотношениям. Более того, чрезмерное сосредоточение внимания на экономии времени может привести к болезненному перенапряжению психики, а то и к срыву. День за днем, постоянно, ежеминутно удерживать в памяти все строгие правила "пользования временем" не только несвойственно человеческой природе, но в некоторых случаях и вредно.

Поэтому не надо тотчас же, получив "самофотографию", стремиться заполнить день "до отказа" делами и перекроить свою жизнь. Каждая трата времени может и должна оцениваться неоднозначно.

Первый вопрос, на который надо ответить самому себе при анализе, это: "Все ли дела, виды занятий, отдыха, развлечений необходимы и имеют смысл?".

Выберите наиболее часто повторяющиеся дела, которые занимают наибольшее количество времени, и попробуйте проанализировать их.

Таблица 2

п /п

Вид работы или отдыха

Причина

выполнения

работы

Необходимость выполнения работы

Способы корректировки временных затрат

Примечания

1

2

3

4

5

6

Причины выполнения (3) могут быть сформулированы, например, при подготовке к семинару следующим образом: "для того чтобы успешно учиться" или " . чтобы сдать сессию", " . не получить отрицательную оценку", а, например, при посещении дискотек: " . потому что я там общаюсь с друзьями", "слушаю музыку" или, наконец, просто "мне это нравится".

Проанализировав причины, возможно, что вы сочтете нужным отказаться от бесполезного для вас занятия и в следующей графе (4) отметите, что временные траты на такое дело (вид развлечения, отдыха) неоправданны. Отметьте плюсами и минусами необходимость увеличения или уменьшения количества времени на те виды занятий, которые вы по-прежнему намерены выполнять.

Решение об изменении затрат времени должно быть обосновано вашими собственными потребностями и возможностями, а не тем, как быстро или медленно эту работу выполняют другие. В графе 5 указываются конкретные пути или способы изменения временных затрат, например: изменить форму записей конспектов, овладеть методикой динамического чтения и т. д.

Качественному анализу затрат времени очень помогает ведение дневниковых записей, которыми полезно сопровождать ежедневный учет трудоемкости отдельных видов занятий. Эти записи (так же, как и учет), достаточно делать иногда, например, в течение недели. Такие записи позволяют наиболее полно проанализировать все свои действия и затраты времени и являются как бы средством доверительной беседы с самим собой. Целесообразно записывать в дневник:

—события дня, возможные их причины и последствия;

—сомнения и предположения;

—проблемы, уже решенные и вновь возникшие;

—события, оставившие неприятный осадок или чувство вины, пробудившие сомнения в собственных силах, достигнутые цели, радости и приятные моменты;

Страницы: 1 2


Сущность процесса внимания.
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает ли ...

Взаимосвязь различных видов памяти
Все виды памяти функционируют взаимосвязано, работают как целостная система. Кратковременная, оперативная и долговременная памяти могут переходить друг в друга. В основном эта связь определяется повторением изучаемого материала [23]. Человек легче и лучше запоминает материал, если он воспринимается несколькими органами чувств. Это свя ...

Результаты и их интерпретация
На первом этапе исследования мы провели сравнительный анализ результатов исследования характерологических особенностей у руководителей высшего и среднего звена. Вначале мы провели исследование особенностей характера по методике 16 PF (многофакторный опросник Р.Кеттела), полученные данные представлены в Приложении 3, Таблица 1. По итога ...