Тренинг личностного роста для подростков и его особенностиСтраница 1
Подростковый возраст называют критическим возрастом. Более точно выделять подростковый кризис как переход от младшего школьного возраста к собственно подростковому. Другой нормативный возрастной кризис датирует переход от подросткового к младшему юношескому. Одной из психологических задач подросткового возраста является формирование Я-концепции и самосознания.
Условием развития личности подростка могут являться тренинги личностного роста.
«Тренинг личностного роста для подростков – это всегда театральный спектакль» [23, с.57]. Большинство упражнений-испытаний, для этого тренинга взяты, подсмотрены и заимствуются у самих подростков. Основной целью таких тренингов, является развитие и самосовершенствование способности подростка воспринимать и понимать самого себя и других людей в контексте группового взаимодействия, иными словами, повышение чувствительности к групповым процессам, собственной личности и другим людям.
Конкретные задачи тренинга охватывают несколько основных сфер:
1. Групповые процессы:
а) формирование межличностных отношений и изучение процессов, происходящих в малых группах;
б) повышение чувствительности к групповым процессам;
в) развитие умений успешно вмешиваться во внутригрупповые ситуации;
г) Развитие умений использовать групповые процессы в целях психологической коррекции.
2. Другие люди:
а) расширение межличностного сознания (т.е. знания о других людях);
б) развитие и совершенствование способности наблюдать, воспринимать и понимать;
в) психологические проявления и своеобразие других людей;
г) развитие способности применять различные теоретические подходы для интерпретации и прогнозирования поведения, чувств и мыслей других людей.
3. Я сам:
а) познание себя и совершенствование самопонимания;
б) расширение сферы самосознания;
в) усиление чувства самоидентичности;
г) развитие личности;
д) совершенствование навыков саморегуляции.
В рамках тренинга осуществляется повышение восприимчивости к групповым процессам, к собственной внутренней жизни и жизни других людей, к своим и чужим ролям, позициям, установкам и отношениям.
Обратная связь в групповой работе с подростками, как неотъемлемый элемент психологического тренинга, является универсальным средством перевода поведения участников тренинга и импульсивного, неосознанного уровня регуляции деятельности на осознанный.
На первый взгляд, чтобы помочь подростку ответить на вопросы «Кто я?», «Какой Я?», научиться соотносить свои потребности с потребностями и возможностями других людей, достаточно обеспечить его разнообразной и насыщенной обратной связью.
Психологический тренинг как метод, как будто бы первоначально создан для работы с подростками: социально организованная атмосфера доверия в группе, минимизирующая закрытость в общении, предоставление участникам избыточной обратной связи. Обратная связь управляется и контролируется тренером. Все это предоставляет возможность современной и относительно безопасной коррекции поведения, разрешения противоречий возраста и личностного роста.
Тренинг личностного роста – это не эксперимент по формированию личности. В то же время отдельные понятия теории формирования точно описывают некоторые процедуры тренинга. К ним можно отнести и понятие обратной связи.
Сущность профессиональной ориентации молодежи
В большинстве случаев, когда человека спрашивают о том, как он представляет себе профориентацию, то он отвечает, что это когда школьников тестируют на наличие тех или иных качеств личности, необходимых для какой-либо профессии. Но на самом деле, профессиональная ориентация этим не ограничивается. Для того, чтобы понять что такое профори ...
Стресс и управление им
в деятельности руководителя
Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминологию, но и в повседневную жизнь. Стресс - неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого человека. Стрессом обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на раз ...
Корректурная проба
Корректурная проба - методика, предназначенная для изучения свойств внимания. Она позволяет оценить объем и распределение внимания, а также способность переключения внимания.
Результаты корректурной пробы оказались следующими: мною за время опыта безошибочно обработано 175 печатных символов, а также верно сделаны все отметки по звуково ...