Psfine

Позитивная психология

Материалы » Технологии развития Я-концепции у детей и подростков » Тренинг личностного роста для подростков и его особенности

Тренинг личностного роста для подростков и его особенности
Страница 1

Подростковый возраст называют критическим возрастом. Более точно выделять подростковый кризис как переход от младшего школьного возраста к собственно подростковому. Другой нормативный возрастной кризис датирует переход от подросткового к младшему юношескому. Одной из психологических задач подросткового возраста является формирование Я-концепции и самосознания.

Условием развития личности подростка могут являться тренинги личностного роста.

«Тренинг личностного роста для подростков – это всегда театральный спектакль» [23, с.57]. Большинство упражнений-испытаний, для этого тренинга взяты, подсмотрены и заимствуются у самих подростков. Основной целью таких тренингов, является развитие и самосовершенствование способности подростка воспринимать и понимать самого себя и других людей в контексте группового взаимодействия, иными словами, повышение чувствительности к групповым процессам, собственной личности и другим людям.

Конкретные задачи тренинга охватывают несколько основных сфер:

1. Групповые процессы:

а) формирование межличностных отношений и изучение процессов, происходящих в малых группах;

б) повышение чувствительности к групповым процессам;

в) развитие умений успешно вмешиваться во внутригрупповые ситуации;

г) Развитие умений использовать групповые процессы в целях психологической коррекции.

2. Другие люди:

а) расширение межличностного сознания (т.е. знания о других людях);

б) развитие и совершенствование способности наблюдать, воспринимать и понимать;

в) психологические проявления и своеобразие других людей;

г) развитие способности применять различные теоретические подходы для интерпретации и прогнозирования поведения, чувств и мыслей других людей.

3. Я сам:

а) познание себя и совершенствование самопонимания;

б) расширение сферы самосознания;

в) усиление чувства самоидентичности;

г) развитие личности;

д) совершенствование навыков саморегуляции.

В рамках тренинга осуществляется повышение восприимчивости к групповым процессам, к собственной внутренней жизни и жизни других людей, к своим и чужим ролям, позициям, установкам и отношениям.

Обратная связь в групповой работе с подростками, как неотъемлемый элемент психологического тренинга, является универсальным средством перевода поведения участников тренинга и импульсивного, неосознанного уровня регуляции деятельности на осознанный.

На первый взгляд, чтобы помочь подростку ответить на вопросы «Кто я?», «Какой Я?», научиться соотносить свои потребности с потребностями и возможностями других людей, достаточно обеспечить его разнообразной и насыщенной обратной связью.

Психологический тренинг как метод, как будто бы первоначально создан для работы с подростками: социально организованная атмосфера доверия в группе, минимизирующая закрытость в общении, предоставление участникам избыточной обратной связи. Обратная связь управляется и контролируется тренером. Все это предоставляет возможность современной и относительно безопасной коррекции поведения, разрешения противоречий возраста и личностного роста.

Тренинг личностного роста – это не эксперимент по формированию личности. В то же время отдельные понятия теории формирования точно описывают некоторые процедуры тренинга. К ним можно отнести и понятие обратной связи.

Страницы: 1 2


Оценка и самооценка в обучении
Оценка[1] - установление степени выполнения школьниками задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков. Употребляется в трех основных значениях: 1. Применительно к учебному процессу - определение степени успешности в освоении знаний, на ...

Теоретическая часть. Коллектив. Управление коллективом. Виды и этапы развития.
В современных условиях, когда человеческий ресурс становится основным ресурсом предприятия, особо важное значение приобретает деятельность каждого члена коллектива. Находясь в организации, любой начальник вынужден считаться с нормами и правилами того коллектива, к которому он принадлежит. Поэтому важно рассматривать поведение каждого ...

Социальная ответственность
Личность несет ответственность не только за выбранное, но и за отвергнутое, нереализованное действие [16]. Как бы то ни было каждый выбор, каждый поступок определяется жизненной позицией личности в основе, которой лежат нравственные императивы. Вместе с тем с каждым выбором личность как бы заново подтверждает незыблемость своей жизненно ...