Пути преодоления профессиональной деформацииСтраница 1
Предотвратить возникновение и развитие синдрома эмоционального сгорания легче, чем бороться с его последствиями. Ведь это не внезапное поражение, а протяженный во времени процесс, в котором активно участвует и сам человек. Своевременно заметив симптомы, можно справиться с болезнью самостоятельно. А не обращая должного внимания на скверные признаки, человек рискует дойти до последний ступени развития этой опасной хвори, и для возвращения в норму ему потребуется квалифицированное лечение и долгий период восстановления.
Один из самых действенных способов профилактики эмоционального сгорания можно назвать «Предупрежден — значит вооружен». Методики своевременного и компетентного информирования представителей коммуникативных специальностей о симптомах профессиональной деформации и факторах, способствующих его развитию, широко применяются как за рубежом, так и в нашей стране.
Нужно стараться предупредить деформацию. Для этого необходимо исследовать мотивы выбора данной профессии, а затем постоянно «отслеживать» всяческие проявления стресса, создавать здоровую систему поддержки и за пределами рабочей ситуации стремиться жить радостной и физически активной жизнью.
Важно отметить ещё один аспект, которому в большинстве источников не уделено внимание – это апатия и потеря интереса, развивающиеся у работников, которые в середине карьеры бросают учёбу и как бы перестают развиваться. Они полагаются на устоявшие модели общения с клиентами, то есть относятся к каждому новому клиенту, как к повторению предыдущего.
Важным аспектом для предоставления качественных услуг является внедрение на рабочем месте принципов супервизии. Супервизия даёт возможность социальному субъекту посмотреть на себя «со стороны», проверить собственные знания, обсудить с коллегами сложившуюся ситуацию, возникшие трудности в работе с клиентом, провести анализ проведённой работы и составить план работы на следующий период. Помимо этого, супервизия способствует укреплению веры как в свои силы, так и в возможности клиента.
Для профилактики профессиональной деформации вокруг сотрудника нужно создать обучающую среду, у него должны быть чётко определены обязанности и рабочая нагрузка.
Качества, помогающее избежать специалисту профессиональной деформации:
v хорошее здоровье и сознательная целенаправленная забота о своём физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
v высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;
v опыт успешного преодоления профессионального стресса;
v способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
v высокая мобильность;
v открытость;
v общительность;
v самостоятельность;
v стремление опираться на собственные силы;
v способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей из жизни вообще.
Знать об этом явлении недостаточно для самостоятельной борьбы с ним. Необходимо научиться справляться с эмоциональной перегрузкой. Самый общий (но от того не менее хороший) совет — ежедневно снимать напряжение с помощью спорта, медитаций, музыки и т. п. Каждый человек знает, что подходит именно ему. Главная задача — добиться полной релаксации.
Данный принцип следует распространить на отдых как таковой: каждый выходной и каждый пятиминутный перерыв должны быть наполнены именно расслаблением, а не срочными производственными делами. Специалист по тайм-менеджменту (результативному планированию рабочего времени) Глеб Архангельский в своей книге «Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы» формулирует правило «пяти минут»: раз в час непременно нужно делать пятиминутный перерыв.
История становления профориентации
Профессиональной ориентации более ста лет. Рождение профориентации было связано с именем американского психолога Гуго Мюнстерберга, основателя психотехники, который вначале XX века впервые стал разрабатывать и использовать психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека. Первые лаборатории профориентации появилис ...
Зарождение коллектива.
Модель группы «Песок».
Этот этап свойственен только что созданным группам или тем группам, где люди не могут тесно общаться, проявлять свои искренние чувства. Каждый член группы чувствует некоторое стеснение, защищается, старается повысить свою роль в решении стоящей задачи. Люди стремятся скрыть свои чувства, слабости, пытаются быть ...
Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход
В своих ранних работах Фрейд (Freud) утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либид ...