Psfine

Позитивная психология

Материалы » Профессиональное и психологическое развитие личности студентов » Мотивы профессионального самоопределения молодежи

Мотивы профессионального самоопределения молодежи
Страница 1

Выбор вуза молодыми людьми – это профессиональное самоопределение, признание определенного образа жизни, важнейший этап, во многом определяющий их будущую судьбу. В процессе профессионального самоопределения условно выделяют 3 компонента: деятельностный, когнитивный, мотивационный [28 с. 271.]. Деятельностный компонент здесь представлен уровнем сформированности профессиональных планов; когнитивный – Степенью заинтересованности в выбираемой профессии и степенью информированности о ней; Мотивационный – основными мотивами профессионального самоопределения.

Уровень сформированности профессиональных планов

Степень сформированности профессиональных планов определяется тремя типами установок, предложенными В.А. Матусевичем и В.Л. Оссовским [38, с. 271]: 1. установки на профессиональную деятельность на уровне единичного (по специальностям) разделения труда – конкретный тип; 2. установки на вид профессиональной деятельности без учета специализации – промежуточный тип; 3. установки на физический или умственный труд определенной квалификации без указания вида профессиональной деятельности и специализации – абстрактный тип.

Согласно результатам лонгитюдного Исследование И.А. Винтина [11], Проводившегося в 1998 и 2001 гг., у большинства старшеклассников (40,4% в 1998 г. и 53,7% в 2001 г.) преобладает промежуточный тип жизненных планов; у 24,5% и 21,0% сформировался вполне конкретный жизненный план. (см. прил. 1. табл. 1). Эти данные свидетельствуют о том, что в современных условиях процесс самоопределения становится более продолжительным.

особый интерес представляет выявление направленности ориентации молодых людей на конкретные отрасли народного хозяйства. Так среди выпускников по результатам как 1998 г., так и 2001 г., оказалось больше всего желающих трудиться в госаппарате (43% и 47,3% соответственно). 29% опрошенных отдали приоритет сфере торговли и общественного питания. У 19% и 20,5% сохраняется престиж работы в сферах здравоохранения, образования, культуры и искусства. Вместе с тем обнаруживается существенное снижение интереса выпускников к труду в основных отраслях материального производства. Если в 1998 г. в них хотели работать 19% опрошенных, то в 2001 г. – 15,4%.

Наиболее предпочтительными профессиями считались: юрист – 39% и 42%; экономист – 37,3% и 36,4%; медик – 23% и 19,6%. Наименее престижные профессии – это: ассенизатор – 63% и 57,1%; дворник –48% и 53,8%; слесарь-сантехник – 36,2% и 28%. Причем среди наиболее престижных профессий более половины респондентов указывали ту, которую выбрали они сами.

Из числа опрошенных, определивших свою будущую профессию, 10,7% хотят быть экономистами (данные опроса 2001 г.), 10,0% – учителями, 9,3% – юристами, 7,3% – врачами, 25,3% – затруднились в выборе профессии.

В зависимости от пола опрошенных, данные показывает традиционное распределение: юноши в большинстве своем хотят трудиться на транспорте, в госаппарате, на предприятиях связи, в органах охраны правопорядка, а девушки - в сфере культуры, искусства, здравоохранения, торговли, образования, бытового обслуживания.

Выстраивая ближайшие жизненные планы, выпускники выбирают также и место дальнейшей (после школы) учебы. То же исследование [11] показало, что большинство опрошенных хотят поступить в вуз на дневную форму обучения, причем их число возросло с 82,8% в 1998 г. до 88,6% в 2001 г. Сократилось количество желающих поступить на заочные отделения вузов и трудоустроиться (с 4 до 2,8%), а также планирующих учебу в техникумах (с 6 до 3,4%). Показательно и то, что уменьшилось число не определившихся - с 5,3% до 2,8%.

Страницы: 1 2


Ответственность и локус контроля
Проводились исследования, посвященные влиянию локуса контроля на ответственность в целом, а также на атрибуцию ответственности (то есть приписывания кому-либо или чему-либо качества, происшедшего события или явления) за успех, за неудачу, а также за последующее поведение личности. Приведем сначала результаты двух исследований Дейвисов: ...

Психологические причины нарушения социально-эмоционального развития детей.
В 90-е годы в психологии и педагогике возрос интерес к проблеме сиротства, появляются работы, посвященные изучению психического развития, проблем социальной адаптации, образа жизни детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в интернатных учреждениях (И. В. Анисимова, 1992; Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, И. Ф. Демен ...

Процедура исследования
Испытуемому мельком показывают таблицу, сопровождая показ словми; "На этой таблице расположены не по порядку числа от 1 до 25". Далее таблицу прикрывают и продолжают инструкцию: "Сейчас указкой покажи и назови вслух по порядку все числа от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее, но не ошибайся". (Если испы ...