Psfine

Позитивная психология

Материалы » Технологии развития Я-концепции у детей и подростков » Тренинг личностного роста для подростков и его особенности

Тренинг личностного роста для подростков и его особенности
Страница 2

Подростковый возраст – период противоречий. Можно выделить противоречия связанные с приемом и передачей обратной связи, выделяемые при наблюдении и проведении тренингов с подростками:

Желание увеличения глубины, интимности и неумение держать напряжение, «соскальзывание» (уход в сторону от контекста, актуализации психологических защит).

Желание открытости общения и страх раскрыться, показать свою «слабость», страх быть отвергнутым и непонятным другими.

Желание увидеть себя со стороны, глазами других и страх неоправданных ожиданий (несовпадение воображаемого, фантазийного образа с реальностью, рассогласование самооценки и оценки других).

Желание открытого прямого разговора (сказать «все как есть») при подаче обратной связи и желание безоценочности и мягкости формулировок при ее принятии.

Обратная связь должна быть ориентирована на развитие реалистичной самооценки. Можно выделить упражнения, которые наиболее приспособлены для обратной связи (Приложение 3).

Проективные упражнения.

Назначение проективных упражнений в тренинге личностного роста с подростками – создать психологически защищенную ситуацию для личностного самораскрытия участников тренинга, разговора о личностных качествах т личностных проблемах. В тренинге множество ситуаций помогают начать разговор о личности того или иного участника. Любая обратная связь от группы о том, как кто-то справился с тем или иным упражнением, чревата личностными оценками. Любое сравнение двух подростков, любой повтор выполнения упражнения, подразумевает внимательность к личности. Проективные упражнения позволяют делать то же самое более тонко, ненавязчиво, замаскировано, неочевидно.

Основной смысл этих упражнений в том, что человек непроизвольно, в свободной или подсказанной форме, но всегда более или менее символично, делится представлениями и переживаниями о себе и своей жизни.

Отпечаток проективности несут в тренинге множество ситуаций. Но все же можно выделить отдельный тип упражнений, в которых проективность особенно отчетлива и специально конструируется тренером. Она может быть составной частью одного упражнения, но может быть и основным, главным содержанием другого.

Существуют наиболее часто используемые проективные упражнения в тренинге (Приложение 4).

Страницы: 1 2 


Речь и мышление: единство, а не тождество
Речь - форма существования мысли, однако неправомерно как отождествлять мысль и речь, так и представлять ее лишь только внешней формой мысли. Поведенческая психология (бихевиоризм) пыталась свести мышление к речи, а мысль - к «деятельности речевого аппарата». Но любое словесное выражение регулируется содержанием нашей мысли. Поэтому реч ...

Системный анализ феномена "любви". Место категории "любовь" в системе психологических категорий
Любовь - это все, и она воздействует на все, и о ней можно говорить все, ей можно и все приписывать. Джордано Бруно Дж. Каннигел и Дж. Антил отмечают: "все сказанное о любви верно, хотя бы для кого-нибудь" (цит. по К. Романова [318], с.338). Частотные словари современного языка свидетельствуют о том, что "любовь" о ...

Психолого-педагогические основы формирования навыков понимания другого человека младшими школьниками. Проблема понимания человека человеком в психолого-педагогической литературе
Среди проблем, в разработке которых одинаково заинтересованы как теоретические науки о человеке, так и практика, важное место занимает проблема отражения людьми другу друга в процессе различных видов деятельности. Известный ученый Э.Межелайтис [10, с.5-37] говорил, что мы должны научиться читать едва уловимый шифр человеческой души, и ...