Сессия, сессия, сессия..
Но вот и конец первого семестра — он проходит на фоне зловещей тени сессии. И это понятно: первокурсник уже понял, что вуз — это не школа, но он еще не знает, что такое сессия, что требуют на экзаменах, как спрашивают, сколько нужно знать, чтобы успешно сдать экзамен — все это пока находится за пределами опыта. Неизвестность рождает мифы, страхи и фантастические представления, нередко пессимистического характера. Они затрудняют ориентировку и осложняют жизнь. Кое-кто заранее начинает готовиться к худшему и опускает руки, большая часть лихорадочно "учит", стремясь на всякий случай запомнить все. В результате к экзаменам такие студенты уже не способны соображать сколько-нибудь прилично.
Что делать первокурснику в этой ситуации?
Следует обратить внимание на то, что не существует одного-единственного правильного способа подготовки к экзаменам — известно множество подходов, но каждому первокурснику надо найти свой. Одни составляют конкретные, скрупулезные планы-распорядки, где подробно расписывают время учебы, время обеда, указывают объем материала, который нужно подготовить, и прочее. (Как это делать, вы узнаете из второй главы). Другие предпочитают ждать вдохновения, посвящая основное время его поискам, но зато, когда оно приходит, успевают сделать очень много.
Кто-то готовится по своим конспектам, кто-то больше доверяет чужим или работает по нескольким сразу, кто-то предпочитает готовиться по учебникам.
Часто студенты объединяются в небольшие группы (2—5 чел.), распределяют материал между собой, а потом обсуждают и разбирают его. А кто-то лучше усваивает в одиночку.
Некоторым непременно требуется пересказать прочитанное вслух, другие как раз лучше понимают и запоминают, когда им рассказывают. Сотрудничество таких студентов наиболее приятно и взаимовыгодно.
Занятия в читальном зале или в комнате общежития, полная тишина или звучание музыки, перерывы через каждые полчаса или погружение на длительное время все это очень индивидуально, и надо, как мы уже говорили, уважать свою индивидуальность, знать свои особенности и эффективно их использовать.
Надеемся, что к экзаменам вы найдете оптимальную для себя тактику учебной работы.
Но при всем многообразии способов подготовки к экзаменам можно выделить и общие рекомендации.
1. Закрепление достигнутых результатов. Это не простой вопрос. Существует весьма распространенная догма, что человек должен критически относиться к своим результатам: "не останавливаться на достигнутом", "бороться с недостатками в себе", "держать себя в руках" и т. д. Немалое число студентов в результате следования такого рода установкам хронически недовольны собой и своими учебными результатами. Такая однобокая оценка своей деятельности может обернуться повышенным напряжением, тревогой, снижением самооценки. В такой ситуации вряд ли может возникнуть чувство устойчивости или уверенности в себе. Чтобы этого не случилось, научитесь отмечать не только то, что не сделали (допустим за день), но и то, чему научились
, чего достигли. И такая "оценка по достижениям" имеет свое преимущество, по крайней мере ею нельзя пренебрегать.
2. При подготовке к экзаменам не стесняйтесь проситьпомощь или оказывать
ее своим сокурсникам: от этого выигрывают все.
3. Очень хороший способ дополнительного закрепления материала — делать "выжимки" из материала, записывая основные формулы и определения — "шпаргалки". Пользоваться ими потом не обязательно.
4. Максимально используйте консультации с преподавателями.
Профессиональное и психологическое развитие личности студентов (результаты
исследования). Цели, задачи, объект и предмет исследования
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы установить причины возникновения некоторых специфических трудностей профессионального и психологического развития студентов современных ВУЗов и отследить динамику их развития.
В соответствие с целями исследования, были выдвинуты две гипотезы:
1)Студенты, приобретающие разные специальности, ...
Сравнительная характеристика ненаучного (житейского) и научного
психологического знания [15, 9, 14]
Ненаучное (житейское) знание
Научное психологическое знание
источник получения знания
паранаучными — знания несовместимые с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. — около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным ...
Анализ и психотерапия. Аналитическая психология Карла Густава Юнга
Карл Густав Юнг был одним из основателей психоанализа, учеником и близким другом Фрейда. Теоретические разногласия и обстоятельства личного характера привели к тому, что Юнг создал свою собственную школу, названную им аналитической психологией. В подходе Юнга остается признание главной идеи Фрейда, что современный человек подавляет свои ...
