Профессиональное и психологическое развитие личности студентов (результаты исследования). Цели, задачи, объект и предмет исследования
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы установить причины возникновения некоторых специфических трудностей профессионального и психологического развития студентов современных ВУЗов и отследить динамику их развития.
В соответствие с целями исследования, были выдвинуты две гипотезы:
1)Студенты, приобретающие разные специальности, в процессе профессионального и психологического развития сталкиваются с трудностями различного характера.
2) Специфика и динамика трудностей профессионального и психологического развития студентов зависят от степени соответствия индивидуально-психологических характеристик их личности, требованиям и особенностям выбранной профессии.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- Диагностика личностных характеристик испытуемых;
- Исследовать социально-психологические условия формирования и развития их личности: семейное положение, общение со сверстниками, влияние значимых «других»;
- Выявить факторы, обусловившие выбор профессии;
- Исследовать мотивы обучения и профессионального развития;
- Определить уровень готовности студентов к будущей профессиональной деятельности: основные мотивы профессиональной деятельности, степень реалистичности послевузовских ожиданий, уровень профессиональной мобильности, а также уровень профессиональных притязаний;
- Установить взаимосвязь и взаимовлияние профессионального и психологического развития личности;
- Определить специфические трудности в обучении и профессиональном самоопределении для каждой из исследуемых групп;
- Отследить динамику трудностей профессионально-психологического развития испытуемых.
Объектом исследования являлась выборка в количестве 14 человек - студенты 3 – 5-го курсов нескольких ВУЗов Ростова-на-Дону в возрасте 20 – 24 года. В выборку вошли 3 юноши и 11 девушек. По курсам и специальностям студенты были представлены следующим образом: психологический факультет РГПУ – 5 девушек (1 – 3-ий курс, 3 – 4-ый, 1 – 5-ый); Медицинский университет, 5-ый курс – 2 девушки и 1 юноша; факультет «Дизайн и искусство» ЮРГИ, 4-ый курс – 3 девушки; Юридический факультет РГУ, 4-ый курс – 1 девушка и 1 юноша; философский факультет РГУ, 5-ый курс – 1 юноша.
Предметом настоящего исследования являлась динамика трудностей профессионального и психологического развития студентов в зависимости от степени конгруэнтности индивидуально-психологических характеристик их личности требованиям и особенностям выбранной профессиональной деятельности.
Методическое оснащение исследования:
- 16-факторный тест Кеттелла (форма C);
- Опросник профессиональных предпочтений (ОПП), модифицированный вариант методики Дж. Холланда;
- Проективный рисуночный тест «Моя семья»;
- Проективный рисуночный тест «Несуществующее животное»;
- Проективный рисуночный тест «Дом, дерево, человек»;
- В качестве основного метода исследования нами рассматривалось нестандартизированное глубинное интервью «Этапы личностно-профессионального развития»
Приложения
Таблица №1
Протокол эксперимента
Ф.И. учащегося
Кол-во
повторов
лес
хлеб
окно
стул
вода
брат
конь
гриб
игла
мед
1
+
+
+
+
2
+
+
3
+
+
+
+
+
4
+
+
+
+
+
5
+
+ ...
Становление психодиагностики в России
В дореволюционной России начала XX веке тесты были хорошо известны и популярны. Особый интерес к тестам проявляли педагоги, надеявшиеся с их помощью получить сведения о степени одаренности учащихся, особенностях их личности, осуществить диагноз и прогноз психического развития. Делались попытки организации при школах кабинетов для экспер ...
Влияние возраста сына на изменение взаимоотношений с матерью
Реальная модель современной семьи, по мнению В.Н. Дружинина, предполагает следующее: ответственность за семью несет мать, она же доминирует в семье, и она же более близка с детьми эмоционально. Такая позиция матери, стремящейся все контролировать, особым образом сказывается на ее отношениях с детьми, на развитии и становлении личности р ...
