Развитие Я-концепции у детей и подростков. Формирование Я-концепции у детей дошкольного возраста. Развитие самосознания в раннем возрасте
Психическое развитие человека, становление его как личности связано с формированием самосознания — осознанием и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу.
Самосознание является продуктом развития человека, его прижизненным образованием. Оно развивается в процессе собственной активной деятельности ребенка, на основе его отношений с окружающими.
Развитие самосознания протекает индивидуально у каждого ребенка, но, как правило, к концу первого года жизни первые признаки возникновения его уже можно заметить: ребенок начинает выделять себя, свое тело из окружающего его пространства. Дальнейшее развитие самосознания связано с осознанием своих желаний и вообще мотивов деятельности. Это помогает ему перейти на следующую ступень в развитии самосознания — отделить себя от своих действий.
Первоначально ребенок не осознает себя субъектом деятельности. «Катя гулять», «Вова гать», - говорят дети раннего возраста о себе.
Важный момент в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда ребенок начинать отделять действие от предмета, за которым оно первоначально было жестко закреплено. Этот момент наступает не сам собой, а в результате выполнения ребенком предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы. Ребенок «качает», «кормит», «моет», уже не только свою любимую куклу Таню, эти же действия он может совершать и с другими предметами (с куклами Катей, Олей и др.), кормить не только алюминиевой ложкой, но и пластмассовой, заменяющей ее. Действуя с предметами, он сравнивает свои действия с действиями взрослых, находит в них сходство, различие, все чаще действует без непосредственной помощи взрослых. И вот у ребенка появляется свое желание, порой отличное от желания взрослого, свое личное действие, к которому он относится как к своему, самостоятельно совершенному действию.
«Я играю», « одеваюсь», «я ем» и все чаще «я сам» - рассуждает малыш о себе на третьем году жизни. Переход от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица «Я» - одно из важных достижений раннего возраста. Л.И.Божович считает возникшую у ребенка к концу раннего детства систему «Я» и рождаемую ею потребность действовать самостоятельно, реализовывать утверждать свое «Я» - центральным новообразованием данного периода. Среди других новообразований появляющихся вслед за этим, особое значение для развития ребенка имеет самооценка [5, с.98].
Техника учета времени
Сплошное наблюдение за использованием личного времени
Наиболее целесообразным видом учета рабочего времени для студентов является сплошное наблюдение за использованием личного времени, т. е. последовательное хронометрирование всех событий в течение суток.
Итак, для изучения вопроса, как тратится время и на что, необходимо провести хро ...
Агрессивное возбуждение: теория переноса возбуждения Зильманна
И первоначальная теория фрустрации-агрессии, и теория посылов к агрессии Берковица трактуют агрессию как инстинктивную потребность, которая может быть ослаблена посредством агрессивного поведения. Зильманн (Zillmann, 1983a) утверждал, что эти теории агрессии как потребности являются слишком слабыми и неопределенными для широкого примене ...
Содержание работы руководителя и эффективный стиль руководства
Содержание работы руководителя
Всю работу по управлению можно разделить на две части: управление деятельностью фирмы и управление людьми (персоналом).
Руководитель должен иметь: широкое общее представление о положении дел за пределами своего подразделения, осознание изменений во внешней среде и возможностях их использования; чуткость ...