Изучние особенностей межличностных отношений у детей с интеллектуальной
недостаточностью. Методики изучения межличностных отношений
в детском возрастеСтраница 2
Изучение особенностей отношения ребенка к своим сверстникам является достаточно сложной и тонкой областью практической психологии. Использование диагностических методик может дать достаточно надежные и достоверные результаты только при соблюдении следующих условий:
- методики должны использоваться в комплексе (не менее трех-четырех), так как ни одна из них в отдельности не может дать достаточно полной и надежной информации. Использование методик обязательно должно дополняться наблюдением за поведением детей в естественных условиях или специально созданных проблемных ситуациях (к примеру, как себя дети поведут при самостоятельном распределении коробки конфет);
- диагностику лучше проводить в помещении, где ничто не отвлекает ребенка от решения предложенной задачи (например, в игровой или комнате для проведения подготовительных занятий к школе); присутствие посторонних может существенно повлиять на поведение и на ответы, исказив реальную картину отношений;
- все диагностические процедуры должны представлять собой доверительные и доброжелательные отношения между ребенком и взрослым;
- диагностическое обследование должно проводиться в естественной и привычной для дошкольников форме игры или беседы, при этом недопустимы какие-либо адресованные в сторону ребенка оценки, порицания или поощрения;
- результаты диагностического обследования должны оставаться только в сфере компетенции диагноста, не сообщаются ребенку и его родителям.
Традиционно для исследования межличностных отношений внутри малой группы используется метод социометрии. Термин “социометрия” происходит от латинских слов “socius” – друг, товарищ и “metrum” – измерение, мера. Социометрия позволяет получить данные о том, как члены коллектива относятся друг к другу на основе взаимных симпатий и антипатий.
Целями применения социометрической процедуры являются:
- измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
- выявление “социометрических позиций”, то есть обозначения того, какое иерархическое место в группе занимают участники исследования;
- обнаружение внутригрупповых “союзов”.
Одним из ключевых условий проведения данной методики является личное знакомство ее участников. Также стоит обратить внимание на то, что проводить социометрическое исследование можно только тогда, когда члены недавно возникшей группы достаточно хорошо узнали друг друга.
Формирование межличностных отношений у детей с интеллектуальной
недостаточностью. Возрастные закономерности формирования
межличностных отношений в детском возрасте
Межличностные отношения детей складываются не только благодаря механизмам межличностного взаимодействия, но и межличностной перцепции и коммуникации. Их проявление можно заметить, прежде всего, в общении. Важными механизмами межличностного восприятия выступают эмпатия и рефлексия. Причем рефлексия понимается не в философском смысле, а « ...
Конфликты в общении
В совместной деятельности причинами конфликтов могут выступать два рода детерминант: предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов. Причем конфликты второго рода характеризуются нагнетанием высокой эмоциональной напряженности. Причиной возникновения конфликтов являются также неопределенные смысловые барь ...
Определение причины конфликта
Конфликты часто порождаются скрытыми нуждами и желаниями, которые не удовлетворяются, такими, например, как желание безопасности, независимости или причастности. Конфликты также возникают из опасений утратить что-либо значимое. При поверхностном рассмотрении конфликта может показаться, что конфликтная ситуация не связана с этими нуждам ...