Работа с книгой
Какое количество специальной литературы вам следует читать, зависит от изучаемого вами предмета и от вашей личности, а в конечном счете только от вашей личности . В науке нет больших, ограниченных областей — есть только небольшие ограниченные ученые. В природе каждая область сливается с соседними, и только от вас — и в значительной степени от вашей способности к чтению — зависит, где именно пройдут границы ваших интересов.
Ганс Селье
Как только вы приступаете к обучению в университете, на вас обрушивается лавина разнообразной информации на лекциях, семинарах, при чтении. Она столь велика, что без специальных навыков невозможно с ней справиться. А без приобретения этих навыков нельзя рассчитывать на успешное учение. Как бы интересно ни читались вам лекции, как бы доступно не объяснялся ход решения задач, какие бы новейшие ЭВМ не помогали вам, результаты освоения знаний зависят только от ваших собственных стараний и умения самостоятельно работать.
"Про себя я скажу, — писал П. А. Флоренский дочери, — что все приобретенное мною знание, оказавшееся действительно прочным и полезным впоследствии, скоплено путем личных усилий, а не в школе. Правда, эти усилия достаются с большим трудом, но зато они дают и большое удовлетворение, и лучшие результаты. Тут уж нет полузнаний: что узнал, то узнал надежно" [4].
Значительная часть вашей самостоятельной работы связана с книгой. Умение находить необходимую информацию и приемы работы с ней не только облегчат и сделают более плодотворным процесс обучения в вузе, но и станут важной основой для вашей будущей деятельности. Яркий пример усвоенных еще в университетские годы навыков умственного труда — архив М. А. Булгакова. Тщательность выписок из источников с обязательным указанием фамилии автора и других выходных данных, необходимые подчеркивания цветными карандашами — все это делалось " . явно автоматически, не заботясь об этом специально, не отвлекаясь от главной мысли" [5].
Работа с книгой — повседневное занятие студента. Однако насколько эффективно вы умеете это делать? Насколько грамотно можете осваивать необходимую информацию, сохранять в записях и памяти самое главное?
Эффективность работы со специальной литературой определяется умением быстро подобрать нужные источники, найти и обработать большое количество публикаций, осмыслить важные сведения, быстро оценить качество изучаемого материала, оперативно провести сравнительный анализ работ по близкой тематике.
Умеем ли мы пользоваться собственным мышлением
Предыдущие главы этой книги были посвящены проблемам, большая часть которых осознается самими студентами: неумение планировать время, отсутствие навыков работы с литературой и культуры саморегуляции, и т. д. Студенты часто приходят к выводу, что не могут адаптироваться к новым условиям, у них возникают трудности общения, многие жалуются ...
Влияние социальных норм на развитие дисциплинированности
у сотрудников органов внутренних дел
На дисциплинированность большое влияние оказывает социальное поведение сотрудника. Социальное поведение можно определить как особую форму существования активности человека в обществе, социальных группах, направленную на поддержание и развитие этого общества, групп и самой личности. Социальное поведение при этом регулируется различными ф ...
Классификация одаренности
Дифференциация видов одаренности определяется тем или иным критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение своеобразных ее видов в связи со спецификой психических возможностей человека и особенн ...
