Psfine

Позитивная психология

Материалы » Анализ закономерностей формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью в онтогенезе » Значение межличностных отношений в личностном развитии. Понимание межличностных отношений в психологии

Значение межличностных отношений в личностном развитии. Понимание межличностных отношений в психологии
Страница 1

Рассматривая вопрос межличностных отношений, необходимо изучить взаимодействие человека с окружающим миром. В психологии под взаимодействием понимают процесс непосредственного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих взаимную обусловленность и связь. В нашем исследовании рассматривается взаимодействие между людьми. Выделяют групповое и межличностное взаимодействие. Групповое взаимодействие определяется как процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь [12, с. 389]. Оно может рассматриваться между частями группы и между целыми группами. Межличностное взаимодействие можно рассматривать в двух аспектах:

- это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный контакт двух или более человек, влекущий взаимное изменение поведения, деятельности, установок;

- это система взаимно обусловленных индивидуальных действий связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных [12, с. 433].

Признаками межличностного взаимодействия является предметность (наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), требующих сопряжения усилий), эксплицированность (доступности для наблюдения и регистрации), ситуативность (регламентация деятельности конкретными условиями (интенсивностью, нормами, правилами)) и рефлексивная многозначность.

Межличностные взаимодействия могут проявляться на разных уровнях:

1. внутриличностном (эмоционально-волевые установки по отношению субъекта к самому себе);

2. уровень взаимодействия в малых группах;

3. уровень трудовой или другой занятости (производственная, учебная и т.п.);

4. на уровне социальной общности (классовые, национальные, семейные и т.п.).

На всех уровнях межличностного взаимодействия очень важны межличностные отношения. Отношение (к людям и деятельности) – это субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [12, с. 491].

Межличностные отношения рассматривают как сложную и динамичную структуру, которую мы учимся строить ещё с ранних лет. Умение создавать межличностные отношения определяет воспитание, полученное нами в семье, в дошкольном учреждении, школе и трудовом коллективе. Оно определяет круг наших друзей, знакомых и прочих людей, с которыми мы строим межличностные отношения. В исследованиях А.Ф. Лазурского рассматривается концепция отношений личности, как совокупность теоретических представлений, согласно которым психологическое ядро личности есть индивидуально ценностная система ее субъективно-избирательных отношений к деятельности и представляющая собой интериоризированный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения [20]. В.Н. Мясищев отмечает, что система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Положительный и отрицательный опыт межличностных отношений формирует систему внутренних отношений личности [27].

В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне, в других случаях - как отражение в сознании общественных отношений и т.д. [34; 19, с.146].

Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их. Схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом «сечении» экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения. При таком понимании становится ясным, почему межличностные отношения как бы «опосредствуют» воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете, межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно, в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда. Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные) вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое.

Страницы: 1 2 3


Исследование ответственности в младшем подростковом возрасте. Проведение исследования
В данной исследовательской работе было использовано 7 различных методик : 1. Уровень субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера [3].( см. приложение 1.) 2.Способность к самоуправлению (ССУ) Н.М. Пейсахова. [13] (см. приложение 2) 3. Шкала G из 16-факторного личностного опросника Кеттела. (10 вопросов). (См. Приложение 3) 4. Тест описа ...

Анализ понятий: «метод», «теория», «методология», а также «наука», «философия» и «мировоззрение»
Метод – (от греч. methodos — путь, способ исследования, обучения, изложения) — совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. детерминируется целью познавательной или практической деятельности, предм ...

Особенности психодиагностической работы и разработка коррекционной программы развития познавательных процессов младших школьников
Психодиагностика – это область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психологического развития, достигнутого индивидом или группой. В качестве объекта психодиагностической оценки может выступить практически все, что изучает психология, начиная от ощущени ...