Psfine

Позитивная психология

Материалы » Анализ закономерностей формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью в онтогенезе » Значение межличностных отношений в личностном развитии. Понимание межличностных отношений в психологии

Значение межличностных отношений в личностном развитии. Понимание межличностных отношений в психологии
Страница 3

Таким образом, чувства человека являются уникальной основой всех его отношений к себе, другим людям и окружающему миру. Именно чувства определяют межличностные отношения в социальной группе.

Межличностное отношение определяется социальными позициями индивидов, «системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии» [17, с. 433]. Межличностное отношение обусловлено несколькими механизмами взаимовлияния:

А) Убеждение. Это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает такое изменение сознания собеседника или аудитории, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с ней.

Б) Психическое заражение. Оно «осуществляется через восприятие психических состояний, настроений, переживаний» [5, с. 6]. Дети особенно легко поддаются заражению, так как еще не имеют твердых жизненных убеждений, жизненного опыта, обладают способностью легко приспосабливаться, принимать различные установки.

В) Подражание. Направлено на воспроизведение ребенком внешних черт поведения, либо внутренней логики психической жизни другого значимого человека.

Г) Внушение. Происходит при доверии к сообщениям говорящего и порождает готовность действовать в соответствии с присвоенными установками. Дети также особенно чувствительны к внушению, так как учителя и родители в их глазах обладают авторитетом, поэтому знают, как нужно думать и поступать.

В подавляющем числе случаев межличностные отношения людей, почти всегда оказываются вплетенными в деятельность и рассматриваются как общение. Без общения людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения, искусства, игры, функционирования средств массовой информации. Важной составляющей межличностных отношений является также межличностная перцепция или межличностное восприятие, которое определяется как понимание и оценка человека человеком. В сравнении с оценкой неодушевленных предметов межличностная перцепция отличается большей пристрастностью, здесь ярче выражена оценочная и ценностная окраска. Важная особенность – это восприятие не только качеств человека, но и восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми. Изучению межличностной перцепции больше внимания уделяется социология, которая выделяет следующие механизмы:

- идентификация – понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;

- рефлексия социально-психологическая – понимание другого человека путем размышления за него;

- эмпатия – понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания;

- стереотипизация – восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы.

В настоящее время предпринимаются попытки составить более универсальные механизмы межличностной перцепции, однако каждая из психологических школ, претендующая на это, не смогла удовлетворительно решить данный вопрос.

Межличностные отношения не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

Страницы: 1 2 3 


Теоретические аспекты взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и особенностей произвольной саморегуляции и стресс-совладающего поведения. Особенности вегетативного баланса нервной си
В контексте концепции о личностном потенциале, которая активно разрабатывается в современной отечественной психологии, одно из ключевых мест занимает представление о личностном адаптационном потенциале (ДА. Леонтьев; Ф.Б. Березин, А.М. Богомолов, А.Г. Маклаков) []. Личностный адаптационный потенциал рассматривается как интегральная пер ...

Виды теоретического знания: теория, концепция, учение
Теоретическое знание – уровень научного знания, лежащий между эмпирическим и метатеоретическим уровнями. Качественно отличается от эмпирического знания, прежде всего своим предметом. В качестве собственного предмета теоретического знания выступает множество идеальных объектов, конструируемых как на основе эмпирических объектов при помо ...

Нормы поведения
В любой группе, даже работающей в течение короткого промежутка времени, можно легко заметить некоторые закономерности поведения ее членов. Эти закономерности получили назва­ние общественных норм. Нормы отражают разделяемые всеми члена­ми группы представления об ожидаемом от них приемлемом поведе­нии. Отличие норм от ролей заключается в ...