Способы восприятия мира
Модальность – сенсорный канал, через который поступает информация (зрение, слух, осязание и т.д.).
Репрезентативная система – система, кодирующая в нашем сознании сенсорную информацию, поступающую к нам через органы зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния.
Субмодальность – детальная характеристика нашей репрезентативной системы (например, яркость зрительного образа).
Каждый из нас по-своему воспринимает окружающее. Один мыслит в зрительных образах, а другой - в звуковых. Это предпочтение может быть очень слабо выражено, или же это может быть значительная степень доминирования (тогда нам трудно понять, как другой может мыслить иначе). Всем мы в большей степени пользуемся зрительными образами, затем идут звуковые, кинестетические; обонятельные и вкусовые образы не столь значимы в повседневности.
Если общаются люди с разными ведущими репрезентативными системами, то возникает проблема понимания. Чел должен быть гибким.
Дискретный канал – с ним не рождаются, он формируется позже (в результате психотравмы). Люди-компьютеры – чел, у которого в результате психотравмы закрылся один из его ведущих каналов (например, наши депутаты).
Типичные предикаты (фразы и обороты):
Визуальный тип |
Аудиальный тип |
Кинестетический тип |
Видеть Наблюдать Ясный Сверкать Сиять Блестеть Мерцать Светиться Цветной Различные цвета Яркий Темный Представлять картинку Видеть проблему Вспыхнуть Следить Мысленно представлять Отражать Тусклый Затуманить Освящать Походить на… Казаться Нарисовать картину Рисунок, фото Вижу, что вы имеете в виду темное место это выглядит… давайте ещё раз взглянем на это отрадно видеть при ближайшем рассмотрении туманное представление пролить некоторый свет |
Хихикать Высказывать мнение Выговариваться Слышать Слушать Звучать Щелкать Настраивать Отключаться Рычать Грохотать Свистеть Ломать Шуршать Хлопать Треск Хруст Громко\тихо Орать Вопить Многословный визжать Интонация Диалог Общение По правде говоря попускать мимо ушей растрезвонить слово за слова скажите мне неслыханный |
Хватать Держать Ласкать Трогать Чувствовать Удобно\неудобно Больно Болезненно Тяжелый Легкий Гладкий Шершавый Теплый Холодный Шелковистый Бархатистый Грубый Чувственный Закупоренный Застрять приблизиться Обернуться идти Бежать Ползти Выпустить Расслабиться Возбудиться сердиться Беситься Гневаться падать Тесный Поддерживать контакт Потерять связь Прорубаться Врубаться устойчивый Погодите секунду холодный человек сердечный человек толстокожий человек уловил идею убийственный аргумент ловко сделано и пальцем не пошевелю ради этого это меня задевает я это печенкой чувствую я свяжусь с вами |
Исследование тревожности по методике Ханина
Цель исследования: оценить уровни реактивной и личностной тревожности.
Материал и оборудование: бланк с напечатанными на его лицевой и оборотной сторонах шкалами самооценки и инструкциями, разработанными Ханиным, ручка или карандаш для письма.
Процедура исследования
Исследование уровня тревожности в данный момент, то есть реактивной ...
Теоретические основы исследования проблемы межличностных отношений
подростков с девиантным поведением. Возрастные психологические особенности
подростков с девиантным поведением
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведен ...
Исследование последствий социальной депривации у детей раннего возраста.
Нами было обследовано две группы детей раннего возраста, в которые входили девочки и мальчики. 1 группа – дети, поступившие в дом ребенка из социально не благополучных семей, 2 группа – дети–«отказники», воспитывающиеся в доме ребенка с рождения.
Исследования проводились методом наблюдения. Во время исследования оценивались эмоциональн ...