Эмпирическое исследование индивидуальных психофизиологических особенностей
специалистов БЖД. Методическое обеспечение исследованияСтраница 1
Подготовка и воспитание специалистов БЖД высокого класса немыслимы без конкретного знания их личностных качеств, в том числе характера, способностей, темперамента и убеждений. Поэтому психолог в ходе психолого-педагогического общения изучает индивидуальные психологические особенности каждого специалиста. При этом используются такие методы, как наблюдение, беседа и эксперимент.
Наиболее эффективным способом познания индивидуума является эксперимент, который проводится с помощью тестирования или специальных приборов. В процессе его, по мнению многих исследователей, наиболее объективно устанавливаются отдельные психофизиологические особенности личности.
С целью изучения индивидуальных психологических особенностей и уровня развития профессионально-важных качеств специалистов БЖД, нами было проведено исследование в ГПУ. В исследовании приняло участие 20 человек, обучающихся по специальности 050104 “Безопасность жизнедеятельности” (13 юношей и 7девушек) в возрасте 19 – 20 лет.
Цель эмпирического исследования – изучить психофизиологические особенности и оценить уровень развития профессионально-важных качеств специалистов БЖД.
Задачи эмпирического исследования:
1. провести эмпирическое исследование;
2. провести интерпретацию результатов исследования.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1) опросник САН;
2) тест тревожности Спилберга-Ханина;
3) методика изучения собственной реакции на стрессовые события (автор Гринберг);
4) торонтская алекситимическая шкала ТАS-26 (автор G. Taylor).
Рассмотрим более подробно каждую методику.
1. Опросник САН (Самочувствие-активность-Настроение).
Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки функциональных состояний. Сущность оценивания заключается в том, что испытуемого просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между 13 пар слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение).
Испытуемым дается следующая инструкция: «Соотнесите, пожалуйста, своё состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между 13 пар слов противоположного значения, отражающих самочувствие, активность, настроение. Выберите и обведите цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в момент обследования».
|
Самочувствие хорошее |
3 2 1 0 1 2 3 |
Самочувствие плохое |
|
Чувствую себя сильным |
3 2 1 0 1 2 3 |
Чувствую себя слабым |
|
Пассивный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Активный |
|
Малоподвижный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Подвижный |
|
Весёлый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Грустный |
|
Хорошее настроение |
3 2 1 0 1 2 3 |
Плохое настроение |
|
Работоспособный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Разбитый |
|
Полный сил |
3 2 1 0 1 2 3 |
Обессиленный |
|
Медлительный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Быстрый |
|
Бездеятельный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Деятельный |
|
Счастливый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Несчастный |
|
Жизнерадостный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Мрачный |
|
Напряженный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Расслабленный |
|
Здоровый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Больной |
|
Безучастный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Увлеченный |
|
Равнодушный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Взволнованный |
|
Восторженный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Унылый |
|
Радостный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Печальный |
|
Отдохнувший |
3 2 1 0 1 2 3 |
Усталый |
|
Свежий |
3 2 1 0 1 2 3 |
Изнуренный |
|
Сонливый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Возбужденный |
|
Желание отдохнуть |
3 2 1 0 1 2 3 |
Желание работать |
|
Спокойный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Озабоченный |
|
Оптимистичный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Пессимистичный |
|
Выносливый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Утомляемый |
|
Бодрый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Вялый |
|
Соображать трудно |
3 2 1 0 1 2 3 |
Соображать легко |
|
Рассеянный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Внимательный |
|
Полный надежд |
3 2 1 0 1 2 3 |
Разочарованный |
|
Довольный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Недовольный |
Организация и проведение психодиагностики памяти младшего школьникаю Организация психодиагностической работы
Основной целью психодиагностической работы является отбор учащихся, имеющих уровень развития долговременной и кратковременной памяти ниже нормы, для коррекционной работы в экспериментальной группе.
Для этого необходимо:
1) Провести консультационную работу с классными руководителями, собрать педагогическую информацию об учащихся с помо ...
Коммуникативное пространство в группе
Коммуникации в группах:
организация «коммуникативного пространства»
Если организация людей (рабочая группа) планирует успешное развитие региона, то для успеха дела она должна быть способна спланировать и свое собственное успешное взаимодействие. В связи с этим возникает необходимость в разработке и организации "коммуникативного ...
Развитие самосознания и самооценки в детском возрасте
Самостоятельнее, все более независимыми от взрослых становятся дошкольники. Их взаимоотношения с окружающими расширяются и усложняются. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя, оценить достоинства и недостатки как свои собственные, так и окружающих.
В дошкольном возрасте образ Я-ребенка усиливается за счет возможностей ...
