Psfine

Позитивная психология

Материалы » Психолого-педагогическая подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности (БЖД) » Эмпирическое исследование индивидуальных психофизиологических особенностей специалистов БЖД. Методическое обеспечение исследования

Эмпирическое исследование индивидуальных психофизиологических особенностей специалистов БЖД. Методическое обеспечение исследования
Страница 1

Подготовка и воспитание специалистов БЖД высокого класса немыслимы без конкретного знания их личностных качеств, в том числе характера, способностей, темперамента и убеждений. Поэтому психолог в ходе психолого-педагогического общения изучает индивидуальные психологические особенности каждого специалиста. При этом используются такие методы, как наблюдение, беседа и эксперимент.

Наиболее эффективным способом познания индивидуума является эксперимент, который проводится с помощью тестирования или специальных приборов. В процессе его, по мнению многих исследователей, наиболее объективно устанавливаются отдельные психофизиологические особенности личности.

С целью изучения индивидуальных психологических особенностей и уровня развития профессионально-важных качеств специалистов БЖД, нами было проведено исследование в ГПУ. В исследовании приняло участие 20 человек, обучающихся по специальности 050104 “Безопасность жизнедеятельности” (13 юношей и 7девушек) в возрасте 19 – 20 лет.

Цель эмпирического исследования – изучить психофизиологические особенности и оценить уровень развития профессионально-важных качеств специалистов БЖД.

Задачи эмпирического исследования:

1. провести эмпирическое исследование;

2. провести интерпретацию результатов исследования.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

1) опросник САН;

2) тест тревожности Спилберга-Ханина;

3) методика изучения собственной реакции на стрессовые события (автор Гринберг);

4) торонтская алекситимическая шкала ТАS-26 (автор G. Taylor).

Рассмотрим более подробно каждую методику.

1. Опросник САН (Самочувствие-активность-Настроение).

Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки функциональных состояний. Сущность оценивания заключается в том, что испытуемого просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между 13 пар слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение).

Испытуемым дается следующая инструкция: «Соотнесите, пожалуйста, своё состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между 13 пар слов противоположного значения, отражающих самочувствие, активность, настроение. Выберите и обведите цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в момент обследования».

Самочувствие хорошее

3 2 1 0 1 2 3

Самочувствие плохое

Чувствую себя сильным

3 2 1 0 1 2 3

Чувствую себя слабым

Пассивный

3 2 1 0 1 2 3

Активный

Малоподвижный

3 2 1 0 1 2 3

Подвижный

Весёлый

3 2 1 0 1 2 3

Грустный

Хорошее настроение

3 2 1 0 1 2 3

Плохое настроение

Работоспособный

3 2 1 0 1 2 3

Разбитый

Полный сил

3 2 1 0 1 2 3

Обессиленный

Медлительный

3 2 1 0 1 2 3

Быстрый

Бездеятельный

3 2 1 0 1 2 3

Деятельный

Счастливый

3 2 1 0 1 2 3

Несчастный

Жизнерадостный

3 2 1 0 1 2 3

Мрачный

Напряженный

3 2 1 0 1 2 3

Расслабленный

Здоровый

3 2 1 0 1 2 3

Больной

Безучастный

3 2 1 0 1 2 3

Увлеченный

Равнодушный

3 2 1 0 1 2 3

Взволнованный

Восторженный

3 2 1 0 1 2 3

Унылый

Радостный

3 2 1 0 1 2 3

Печальный

Отдохнувший

3 2 1 0 1 2 3

Усталый

Свежий

3 2 1 0 1 2 3

Изнуренный

Сонливый

3 2 1 0 1 2 3

Возбужденный

Желание отдохнуть

3 2 1 0 1 2 3

Желание работать

Спокойный

3 2 1 0 1 2 3

Озабоченный

Оптимистичный

3 2 1 0 1 2 3

Пессимистичный

Выносливый

3 2 1 0 1 2 3

Утомляемый

Бодрый

3 2 1 0 1 2 3

Вялый

Соображать трудно

3 2 1 0 1 2 3

Соображать легко

Рассеянный

3 2 1 0 1 2 3

Внимательный

Полный надежд

3 2 1 0 1 2 3

Разочарованный

Довольный

3 2 1 0 1 2 3

Недовольный

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Техника взмаха
Якорение в визуальной модальности. 1. Отпустить спусковой механизм, запускающий негативную реакцию (триггер). Картинка. 2. Вспомнить свое поведение, которое было бы предпочтительнее (можно смоделировать – киногерой, вымышленный образ), примерить образ на себя. Снять. Смотреть как на картинку, ловим ощущения, если что-то не так, то при ...

Этапы решения мыслительных задач
Мышление - это процесс движения мысли от неизвестного к известному.[18] Начальный этап поисковой познавательной деятельности - осознание индивидом возникшей проблемной ситуации. Такие ситуации связаны с необычностью сложившейся обстановки, внезапно возникшими затруднениями в решении тех или иных вопросов. Акт мышления при этом начинает ...

Почему люди образуют группы
Потребность в безопасности. Объединяясь в группы, индивид может уменьшить чувства опасности и тревоги, которые испытывает одинокий человек. В группе он чувствует себя сильнее, испытывает меньше сомнений и в большей степени способен противостоять внешним угрозам. Потребность в самоуважении. Принадлежность к престижной, преуспевающей и ...