Эмпирическое исследование индивидуальных психофизиологических особенностей
специалистов БЖД. Методическое обеспечение исследованияСтраница 2
					
При обработке эти цифры перекодируются следующим образом:
Индекс 3 – неудовлетворительное самочувствие, низкая активность и плохое настроение - принимается за 1 балл.
Индекс 2 – за 2 балла.
Индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны, который принимается за 7 баллов.
Итак, положительные состояния получают всегда высокие баллы, а отрицательные – низкие. По этим баллам подсчитывается среднее арифметическое в целом и в отдельности по шкалам активности, настроение, самочувствия.
При анализе функциональных состояний важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счёт относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
При интерпретации результатов самых разных диагностических методик важно учитывать ситуативное состояние испытуемого, поэтому методика САН может служить хорошим дополнением к ним.
Код опросника:
Самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
2. Тест тревожности Спилбергера – Ханина
Опросник Спилбергера – Ханина является надежным инструментом для измерения тревожности как свойства личности и как состояния в определенный момент жизни человека.
Под личностной тревожностью понимается достаточно устойчивая индивидуальная характеристика, предрасположенность человека к тревожности, т.е. склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Под реактивной тревожностью понимается эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Реактивная тревожность как состояние характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью, такое состояние может быть различной интенсивности и изменчиво во времени. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания.
Опросник состоит из двух частей: 20 вопросов направлены на измерение уровня личностной тревожности, 20 вопросов – на измерение уровня реактивной тревожности. В зависимости от задач исследования, можно применять каждый из опросников по отдельности или оба одновременно. В последнем случае сначала используется часть теста, посвященная реактивной тревожности.
Испытуемым предлагается следующая инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
 
 
| Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно | |
| 1. Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 2. Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 3. Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 4. Я испытываю сожаление | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 5. Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 6. Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 7. Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 8. Я чувствую себя отдохнувшим | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 9. Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 11. Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 12. Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 13. Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 14. Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 15. Я не чувствую скованности, напряженности | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 16. Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 17. Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 18. Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 19. Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 20. Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 | 
"Распределение внимания"
	 
Задача исследования: 
Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы. 
Оснащение опыта: 
Бланки корректурной пробы, секундомер. 
Ход выполнения задания: 
Опыт состоит из двух серий, следующих одна за другой с небольшим перерывом (3-5 минут). Продолжительность каждой серии 5 минут. 
В первой серии опыта испыт ...
	
Описание  методик  и  стратегических  средств разрешения  конфликтных 
ситуаций
	 
 Итак, всем понятно, что конфликты всегда существовали, существуют и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. 
 Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, жел ...
	
О биоритмах
	 
Для высокой работоспособности необходимо не только некоторое единообразие, повторяемость изо дня в день распорядка дня, но и согласованность этого распорядка с ритмами человека. 
Известно, что в течение суток физическая и умственная работоспособность человека неодинакова. Эти изменения работоспособности в течение суток имеют вид М-образ ...
	
