Эмпирическое исследование индивидуальных психофизиологических особенностей
специалистов БЖД. Методическое обеспечение исследованияСтраница 2
При обработке эти цифры перекодируются следующим образом:
Индекс 3 – неудовлетворительное самочувствие, низкая активность и плохое настроение - принимается за 1 балл.
Индекс 2 – за 2 балла.
Индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны, который принимается за 7 баллов.
Итак, положительные состояния получают всегда высокие баллы, а отрицательные – низкие. По этим баллам подсчитывается среднее арифметическое в целом и в отдельности по шкалам активности, настроение, самочувствия.
При анализе функциональных состояний важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счёт относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
При интерпретации результатов самых разных диагностических методик важно учитывать ситуативное состояние испытуемого, поэтому методика САН может служить хорошим дополнением к ним.
Код опросника:
Самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
2. Тест тревожности Спилбергера – Ханина
Опросник Спилбергера – Ханина является надежным инструментом для измерения тревожности как свойства личности и как состояния в определенный момент жизни человека.
Под личностной тревожностью понимается достаточно устойчивая индивидуальная характеристика, предрасположенность человека к тревожности, т.е. склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Под реактивной тревожностью понимается эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Реактивная тревожность как состояние характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью, такое состояние может быть различной интенсивности и изменчиво во времени. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания.
Опросник состоит из двух частей: 20 вопросов направлены на измерение уровня личностной тревожности, 20 вопросов – на измерение уровня реактивной тревожности. В зависимости от задач исследования, можно применять каждый из опросников по отдельности или оба одновременно. В последнем случае сначала используется часть теста, посвященная реактивной тревожности.
Испытуемым предлагается следующая инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Нет, это не так |
Пожалуй, так |
Верно |
Совершенно верно | |
1. Я спокоен |
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Мне ничто не угрожает |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Я нахожусь в напряжении |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Я испытываю сожаление |
1 |
2 |
3 |
4 |
5. Я чувствую себя свободно |
1 |
2 |
3 |
4 |
6. Я расстроен |
1 |
2 |
3 |
4 |
7. Меня волнуют возможные неудачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
8. Я чувствую себя отдохнувшим |
1 |
2 |
3 |
4 |
9. Я встревожен |
1 |
2 |
3 |
4 |
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения |
1 |
2 |
3 |
4 |
11. Я уверен в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
12. Я нервничаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
13. Я не нахожу себе места |
1 |
2 |
3 |
4 |
14. Я взвинчен |
1 |
2 |
3 |
4 |
15. Я не чувствую скованности, напряженности |
1 |
2 |
3 |
4 |
16. Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17. Я озабочен |
1 |
2 |
3 |
4 |
18. Я слишком возбужден и мне не по себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
19. Мне радостно |
1 |
2 |
3 |
4 |
20. Мне приятно |
1 |
2 |
3 |
4 |
Состояние установок толерантного поведения у учащихся 6–9 классов МОУ СОШ №7
г. Сегежи. Диагностическое исследование степени
коммуникативной толерантности у подростков (по В.В. Бойко)
Путь к толерантности – это серьезный, эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
Наиболее актуален процесс формирования толерантных представлений, на наш взгляд, в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте начинает формироватьс ...
Приложения
Приложение 1
Мотивация профессионального самоопределения
Таблица 1
Типы жизненных планов старшеклассников
Установки на получение высшего образования
1998 г.
2001 г.
Юноши
Девушки
Всего
Юноши
Девушки
Всего
Я точно знаю, что получу высшее образование, но где еще не решил (абстрактный тип)
Я выбрал ву ...
Теоретические подходы к исследованию общения
Информационные подходы
базируются на трех основных положениях:
1) содержание информации может быть преобразовано в различные символы;
2) человек является своеобразным экраном, на который «проецируется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки;
3) существует некое пространство, в котором взаимодействуют дискретные ор ...