Psfine

Позитивная психология

Материалы » Общая психология » Охарактеризуйте развитие психики в филогенезе

Охарактеризуйте развитие психики в филогенезе

Психика - свойство высокоорганизованной материи мозга субъективно отражать действительность.

Как и всякое явление в природе, психика имеет свою историю развития и законы, по которым это развитие происходило. Развитие было долгим, оно пришло длинный путь от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных. Существуют 2 истории развития психики:

1) филогенез - историческое развитие (охватывает весь процесс эволюции вида, более глобальная);

2) онтогенез - развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая для определённой особи);

Рассмотрим исторические ступени развития психики. Психика развивается по биологическим законам, т.е. развитие идёт по ступеням усовершенствования.

Элементарная сенсорная психика. Этот первый этап развития психики представил русский психолог А.Н. Леонтьев. Как представляется мир для нас с вами? Мы его видим, как совокупность различных предметов и их отношений друг к другу. Возникновение человеческой психики является частью развития животного мира, психика человека существенно отличается от психики животного. Ведущую роль в развитии человеческой психики играют небиологические, а социально-общественные закономерности. Здесь мы подошли к самому важному вопросу: как возникла высшая форма отражения действительности - человеческое сознание.

Сознание - высшая интегрирующая форма психики, результат исторических условий, сформированный при постоянном общении с другими людьми и труде.

Важнейшим условием появления человека разумного был стадный образ жизни. Это и дало толчок к развитию сознания и мышления - высших форм понимания, осмысления и отражения действительности. В первобытном человеческом стаде человек получил возможность трудиться и общаться с себе подобными. Это дало возможность передать однажды приобретенный опыт от одной особи к другой, в то время как ни одно животное не обучает целенаправленно других животных тому, что научилось делать само. У животных из поколения в поколение передавались лишь инстинкты, навыки же приходилось приобретать самим. В человеческом стаде потомки усваивали навыки предков, таким образом они смогли развиваться всё быстрее и быстрее, и вместе с их развитием развивался их интеллект, мышление, сознание. В частности, развитию мышления способствовало развитие в результате постоянного труда членораздельной речи.

Появление и совершенствование труда повлекло и другие изменения в человеческой психики: для успешного труда человек должен поставит себе цель, представлять конечный результат. Так развиваются воля, обостряется память. В процессе труда человек работает какими-то частями своего тела, конечностями - развивается точная координация движений, внимание, зоркость.

Таким образом, в результате непрерывного и долговременного труда выковывались все без исключения стороны психики человека. Все перечисленные процессы стали контролироваться сознанием, стали сознательными и управляемыми.


Теоретические аспекты взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и особенностей произвольной саморегуляции и стресс-совладающего поведения. Особенности вегетативного баланса нервной си
В контексте концепции о личностном потенциале, которая активно разрабатывается в современной отечественной психологии, одно из ключевых мест занимает представление о личностном адаптационном потенциале (ДА. Леонтьев; Ф.Б. Березин, А.М. Богомолов, А.Г. Маклаков) []. Личностный адаптационный потенциал рассматривается как интегральная пер ...

Описание коррекционно – развивающей программы
Анализ теоретических подходов и практических исследований различных авторов показывает, что основными параметрами, контролирующими агрессивное поведение являются следующие: · Усвоение моральных норм и правил; · Развитие эмпатии; · Чрезмерная эмоциональная напряженность, не находящая выхода; · Социальное окружение (большую роль играю ...

Определение понятия “развитие”
Мы начнём с определения самого понятия “развитие”. В психологии этот термин подразумевает сложный процесс, определяемый рядом признаков, которые выделил Л.С. Выготский. Первый признак заключается в том, что при всяком изменении субстрат, лежащий в основе развивающегося явления, остается тем же самым. Второй ближайший признак заключаетс ...