Psfine

Позитивная психология

Использование воображения
Страница 1

Эффект самовнушения усиливается, если наряду с формулировками-утверждениями использовать еще и образы. Например, когда вы произносите фразу "Я полностью спокоен", представьте себя в состоянии спокойствия: непринужденная поза, уверенная, спокойная речь, какие-то другие ощущения, устойчиво связанные у вас с состоянием спокойствия.

Или рассмотрим, например, ситуацию на семинаре: во время выступления ваши мысли путаются, вы не можете дать ясный ответ, даже хорошо зная материал, тревожитесь, а приказы "Взять себя в руки", "Не беспокоиться" — не срабатывают. И это повторяется каждый раз. В этом случае предлагаем вам, предварительно расслабившись и активизировав образное мышление, представить себе аудиторию, где проходит семинар, всю обстановку в деталях, присутствующих людей, преподавателя и себя, но только в "положительном образе"

. Вы "видите" себя спокойным, с гордо поднятой головой, развернутыми плечами, уверенно стоящим у доски. Формулы: "Моя речь ясная, плавная, спокойная, уверенная", "Я излучаю спокойствие и уверенность". Вы "видите", что вас внимательно слушают сокурсники и преподаватель, им интересно.

Такая неоднократная проработка ситуации с "положительным знаком" в воображении помогает в реальной жизни вести себя гораздо более уверенно и спокойно. Однако стоит напомнить, что при тренировках очень важно "вживаться"

в желаемый образ, отмечая все положительные изменения в функционировании организма и мышления, а не просто думать об этом.

Со стороны виднее

Сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, мы чаще всего пытаемся анализировать их, искать причину

, размышлять

, что и как происходило. Но это только один путь приобретения жизненного опыта, познания и изменения себя. Существуют, оказывается, и другие способы саморегуляции, может быть, не такие распространенные, но очень интересные — способы с привлечением воображения.

Действительно, интересующую вас ситуацию всегда можно представить

в деталях и произвести с ней любые манипуляции:

—посмотреть на ситуацию "сверху" или "снизу";

—отстраниться — увидеть себя как-бы со стороны (например на экране телевизора);

—войти в ситуацию, изменить общую картину или отдельные ее детали;

—окрасить в другие цвета, сделать светлее или темнее.

Например, с некоторыми людьми вы чувствуете себя скованно, и это состояние можно охарактеризовать, как состояние "ребенка" — маленького и беззащитного, которого могут наказать большие взрослые люди. И от этого у вас пересыхает в горле, дрожат колени и куда-то исчезает способность соображать. Чтобы помочь себе и справиться с такими состояниями, вызовите в воображении ситуации и тех людей, с которыми у вас связаны неприятные переживания, но при этом постарайтесь представить себя во много раз выше, чем ваши партнеры по общению. И вот теперь со стороны своего огромного роста вы начинаете взаимодействовать с ними, ощущая как вместе с большими размерами в вас вырастают ощущения силы, уверенности, "взрослости". (На первых порах, могут проскользнуть эмоции раздражения и агрессии).

Эти упражнения лучше делать в расслабленном состоянии и в связанном с ним состоянием отрешенности.

Изменение будущего

Еще один прием. Во время расслабления, когда вы достигли состояния покоя и комфорта, или в другой обстановке, когда вы просто чувствуете себя "на высоте", спокойно и уверенно, зафиксируйте, войдите в эти состояния. Теперь представьте какую-либо предстоящую ситуацию, которая вас заранее тревожит. "Нарисуйте" в воображении обстановку: помещение и находящихся там людей. Ваша основная задача — "перенести" в ту обстановку свое состояние, которое вы имеете "здесь и сейчас". Ценным в этом упражнении является то, что в случае появления негативных переживаний при "вхождении в ситуацию" вы можете возвратиться к своим действительно имеющимся ощущениям "здесь и сейчас", "зарядиться" ими и вновь сделать попытку для создания желаемого поведения.

Страницы: 1 2


Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Проблемы, касающиеся межличностных отношений уже несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными для многих социально-гуманитарных наук. Анализируя межличностные отношения и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы ра ...

Удочка
Дети становятся в круг, взрослый в центре. В руках у него шнур длиной около метра с привязанным на конце мягким мячиком или набивным мешочком. По сигналу: "Ловлю!" - взрослый вращает шнур, постепенно его удлиняя так, чтобы мешочек попал под ноги играющим. При приближении мешочка дети должны подпрыгнуть. Если мешочек коснулся н ...

Исследовательское поведение и интеллект
Б. Хендерсон сделал обзор корреляционных исследований связи исследовательского поведения, любознательности и интеллекта, проведенных разными авторами, в разное время, с использованием разных методик. Он приводит такие данные. 1) У дошкольников коэффициент корреляции японского теста интеллекта Tanaka-Binet IQ с решением задачи на исслед ...