Psfine

Позитивная психология

Материалы » Психологический анализ характера личности » Теоретическая часть. Психология как наука

Теоретическая часть. Психология как наука
Страница 1

История развития.

Предпосылки научных воззрений на психику возникли в древнем мире (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция, Грузия) в противовес религиозно-мифологическому представлению о душе как особой сущности, внешним и случайным образом связанной с телом. Древнегреческими врачами Алкмеоном, Гиппократом, и др. было открыто, что органом психики является мозг, и развито учение о темпераменте, согласно которому психические свойства человека зависят от различных форм смешения материальных процессов («соков») в организме. Это естественно - научное направление было связано с воззрением на душу человека как на вещественную (огненную, воздушную и т.п.) частицу космоса (Анаксимен, Гераклит, Демокрит и др.). Телу, изменчивой природе была противопоставлена бессмертная душа, способная к созерцанию идей и следованию идеалам (пифагореизм, Платон, неоплатонизм).

Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты «О душе», «Происхождение животных» и др.), в котором душа трактуется как форма организации способного к жизни тела. Аристотель дал первую систему психологических понятий, выработанных на основе объективного и генетического методов.

В феодальную эпоху развитие конкретно-научных знаний о психике резко замедлилось, но не прекратилось. Врачи и мыслители арабоязычного мира (Ибн Сина, Ибн аль-Хайсам, Ибн Рушд и др.) подготовили своими идеями последующий расцвет естественно-научной психологии в Западной Европе, где с развитием буржуазных отношений укрепляется тенденция к опытному исследованию человека как природного существа, поведение которого подчиняется естественным законам (Леонардо да Винчи, Х. Вивес, Х. Уарте и др.). В 17—18 веках. Психологическое мышление обогащается рядом фундаментальных категорий. Р. Декарт открывает рефлекторную природу поведения, а понятие о душе преобразует в понятие о сознании как непосредственном знании субъекта о собственных психических актах. Складывается ряд важнейших психологических учений: об ассоциации как закономерной связи психических явлений, определяемой связью телесных явлений (Декарт, Т. Гоббс), об аффектах (Б. Спиноза), об апперцепции и бессознательном (Г. Лейбниц), о происхождении знания из индивидуального чувственного опыта (Дж. Локк). Конкретно-научная разработка в 18 веке принципа ассоциации английским врачом Д. Гартли сделала этот принцип на полтора столетия главным понятием психологии. Несмотря на попытки Дж. Беркли и Д. Юма трактовать ассоциацию как чисто духовную связь, господствующим в ту эпоху являлось представление об её неотделимости от телесного механизма. Учению об ассоциациях противостояло учение о способностях (шотландская школа, школа немецкого философа Х. Вольфа) как первичных функциях души. Французский материализм 18 века поставил проблему различных уровней нервно-психической организации (Д. Дидро, П. Ж. Кабанис) и проблему развития интересов и способностей личности под воздействием социальной среды (Дидро, К. Гельвеций). В 19 веке в недрах физиологии зародились экспериментальные методы исследования психических функций, а также первые попытки ввести в анализ этих функций количественные оценки.

Начиная с 1870—1880-х гг. складывается система специфических понятий, методов, категорий психологии, как самостоятельной дисциплины, отличной от философии и физиологии. Выдвигается несколько программ разработки этой дисциплины (В. Вундт, Германия; Сеченов; Ф. Брентано, Австрия; Г. Спенсер, Великобритания, и др.). Последовательную программу построения психологии на основе объективного метода выдвинул Сеченов, идеи которого оплодотворили экспериментально-психологические исследования в России (В. М. Бехтерев, А. А. Токарский, Н. Н. Ланге и др.), а в дальнейшем через труды Бехтерева и И. П. Павлова оказали влияние на разработку объективных методов в мировой психологии. Наряду с поиском общих закономерностей протекания психологических процессов складывается дифференциальная психология, изучающая с помощью измерительных методов индивидуальные различия между людьми (Ф. Гальтон, Великобритания; А. Бине, Франция; А. Ф. Лазурский, Россия; В. Штерн, Германия, и др.). Запросы практики — педагогической, медицинской, криминалистической, а затем во всё возрастающих масштабах практики капиталистического производства — придали этому направлению большую актуальность и популярность. С целью измерения умственных способностей и свойств личности широко применяются тесты.

Страницы: 1 2 3


Основные методы духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края
Говоря о методах духовного развития дошкольников нужно понимать, что работа с детьми такого возраста должна строиться не на учебной, а на игровой основе. Общеизвестным считается что дети 5-7 лет не знают и не испытывают многих духовных свойств и качеств а поэтому и не имеют ряда основополагающих личностных качеств которые присущи духовн ...

Мероприятия по профилактике нежелательных психологических последствий (стресса) у специалистов БЖД, связанных с профессиональной деятельностью
Еще один важный вопрос - предупреждение эмоционального напряжения (стресса). Эмоции крайне разнообразны по своим качествам: в одних случаях они мобилизуют духовные силы для преодоления трудностей, помогают справиться с непосильными задачами, в других - приводят к противоположным результатам. Эмоциональное напряжение (стресс) - главная ...

Педагогические условия и уровни формирования толерантности у подростков
Согласно данным исследований, проводимых в различных учебных учреждениях, наличие постоянных конфликтов среди школьников отмечают 37% преподавателей; грубость и жестокость по отношению к младшим школьникам со стороны старших школьников отмечают 30% учителей; высокий и выше среднего показатель уровня агрессивности наблюдается у 35% опрош ...