Psfine

Позитивная психология

Материалы » Особенности эмоциональной структуры личности » Классификация эмоций. Виды эмоций

Классификация эмоций. Виды эмоций
Страница 1

Все эмоции человека можно различать и классифицировать по качеству переживания. Американский психолог К.Изард выделил десять качественно различных "фундаментальных" эмоций: интерес - возбуждение, радость, удивление, горе - страдание, гнев - ярость, отвращение - омерзение, презрение - пренебрежение, страх - ужас, стыд - застенчивость, вина - раскаяние. Первые три он относит к положительным, остальные семь - к отрицательным.

Интерес - одна из врожденных базовых эмоций и доминирующее мотивационное состояние в повседневной деятельности полноценного, здорового человека, способствующее развитию навыков и умений, приобретению навыков. Чаще всего перцептивно-когнитивная деятельность и поведение направляются эмоцией интереса. На уровне сознания главными активаторами интереса являются изменения в стимуляции и новизна стимуляции. Фактор новизны может быть связан как с внешней стимуляцией, так и с внутренней - с процессами воображения, памяти, мышления. Эмоция интереса характеризуется определенными поведенческими проявлениями: заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий его объект. Феноменология интереса также характеризуется относительно высокой степенью чувства удовольствия и чувства уверенности в себе и умеренной степенью импульсивности и напряжения. На физиологическом уровне эмоция интереса часто сопровождается брадикардией, более активным является левое полушарие.

Радость - положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была неопределенна или невелика. Радость сопровождается само удовлетворенностью или удовлетворенностью окружающим миром. С эволюционной точки зрения, эмоция радости вместе с эмоцией интереса обеспечивает социализацию человека. Эмоция радости взаимодействует с другими эмоциями и поведением. Она может замедлять деятельность человека, но она же может пробуждать его интуицию, творческие способности.

Удивление - порождается резким изменением стимуляции. Внешней причиной удивления служит внезапное, неожиданное событие. Удивление - кратковременное состояние, не может длительно мотивировать поведение человека. В каком-то смысле удивление не является эмоцией, т.к. во многом отлично от базовых эмоций. Основная функция удивления состоит в том, что бы в момент внезапного изменения в окружающей среде прекратить активность нервной системы, которая перестала быть уместной и помешает адаптации.

Горе (страдание) - наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние. Доминирующей в эмоции горе является печаль, но она взаимодействует с другими эмоциями. Степень взаимодействия печали с эмоциями страха, гнева, вины и стыда зависит от прошлого опыта человека и ситуации, сложившейся в момент утраты. Переживание горе объединяет и сплачивает людей, которые по природе своей являются общественными существами. Горе может стать причиной болезни или смерти скорбящего. Процесс горя может приобретать патологический характер. В основе всех психологических причин горя лежит общий фактор - ощущение потери ценного и любимого, того к чему имелась сильная аффективная привязанность.

Гнев - одна из важнейших эмоций. Человек по мере своей эволюции и движения к высшим формам цивилизованной жизни сталкивался с самыми разнообразными препятствиями и опасностями. Эмоция гнева играла важную роль в преодолении их, она имела важное значение для выживания человека как вида. Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него чувство уверенности и силы и потому повышает его способность к самозащите. Гнев - это часть человеческой натуры, но он зачастую воспринимается как нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее. Но, сдерживая, его мы и не подозреваем, что это может привести к негативным последствиям: повышение активности вегетативной нервной системы, что выражается в повышении давления, учащения сердечного ритма и в других физиологических нарушениях. Причины гнева: первая и непосредственная причина - боль; ограничение физической свободы также служит активатором гнева, т.к. вызывает дискомфорт или боль; психологическое ограничение; гнев может быть вызван неправильными или несправедливыми действиями и поступками окружающих, а также определенным эмоциональным состоянием.

Страницы: 1 2 3


Эмпирическое исследование взаимосвязи полоролевой идентичности с поведением. Характеристика испытуемых
В данном исследовании принимали участие, в качестве испытуемых 30 девочек-подростков 11-12 лет, учеников 5-х – 6-х классов общеобразовательных школ города С.-Петербурга. Большинство из них живут в одном районе и часто общаются между собой и вне школы. Практически все подростки из полных и благополучных семей, родители уделяют детям дост ...

Нормы поведения
В любой группе, даже работающей в течение короткого промежутка времени, можно легко заметить некоторые закономерности поведения ее членов. Эти закономерности получили назва­ние общественных норм. Нормы отражают разделяемые всеми члена­ми группы представления об ожидаемом от них приемлемом поведе­нии. Отличие норм от ролей заключается в ...

Профессионально-психологический отбор сотрудников с учетом развития их личной дисциплинированности
В 90-е годы в правоохранительных органах России начала создаваться новая служба — психологическая. Она представляет собой централизованно управляемую систему специальных структурных подразделений и должностей специалистов (практических психологов), осуществляющих целенаправленную работу по психологическому обеспечению деятельности орган ...