Psfine

Позитивная психология

Материалы » Особенности эмоциональной структуры личности » Классификация эмоций. Виды эмоций

Классификация эмоций. Виды эмоций
Страница 1

Все эмоции человека можно различать и классифицировать по качеству переживания. Американский психолог К.Изард выделил десять качественно различных "фундаментальных" эмоций: интерес - возбуждение, радость, удивление, горе - страдание, гнев - ярость, отвращение - омерзение, презрение - пренебрежение, страх - ужас, стыд - застенчивость, вина - раскаяние. Первые три он относит к положительным, остальные семь - к отрицательным. Купить путевку в детский лагерь на зимние каникулы Линтас тур.

Интерес - одна из врожденных базовых эмоций и доминирующее мотивационное состояние в повседневной деятельности полноценного, здорового человека, способствующее развитию навыков и умений, приобретению навыков. Чаще всего перцептивно-когнитивная деятельность и поведение направляются эмоцией интереса. На уровне сознания главными активаторами интереса являются изменения в стимуляции и новизна стимуляции. Фактор новизны может быть связан как с внешней стимуляцией, так и с внутренней - с процессами воображения, памяти, мышления. Эмоция интереса характеризуется определенными поведенческими проявлениями: заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий его объект. Феноменология интереса также характеризуется относительно высокой степенью чувства удовольствия и чувства уверенности в себе и умеренной степенью импульсивности и напряжения. На физиологическом уровне эмоция интереса часто сопровождается брадикардией, более активным является левое полушарие.

Радость - положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была неопределенна или невелика. Радость сопровождается само удовлетворенностью или удовлетворенностью окружающим миром. С эволюционной точки зрения, эмоция радости вместе с эмоцией интереса обеспечивает социализацию человека. Эмоция радости взаимодействует с другими эмоциями и поведением. Она может замедлять деятельность человека, но она же может пробуждать его интуицию, творческие способности.

Удивление - порождается резким изменением стимуляции. Внешней причиной удивления служит внезапное, неожиданное событие. Удивление - кратковременное состояние, не может длительно мотивировать поведение человека. В каком-то смысле удивление не является эмоцией, т.к. во многом отлично от базовых эмоций. Основная функция удивления состоит в том, что бы в момент внезапного изменения в окружающей среде прекратить активность нервной системы, которая перестала быть уместной и помешает адаптации.

Горе (страдание) - наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние. Доминирующей в эмоции горе является печаль, но она взаимодействует с другими эмоциями. Степень взаимодействия печали с эмоциями страха, гнева, вины и стыда зависит от прошлого опыта человека и ситуации, сложившейся в момент утраты. Переживание горе объединяет и сплачивает людей, которые по природе своей являются общественными существами. Горе может стать причиной болезни или смерти скорбящего. Процесс горя может приобретать патологический характер. В основе всех психологических причин горя лежит общий фактор - ощущение потери ценного и любимого, того к чему имелась сильная аффективная привязанность.

Гнев - одна из важнейших эмоций. Человек по мере своей эволюции и движения к высшим формам цивилизованной жизни сталкивался с самыми разнообразными препятствиями и опасностями. Эмоция гнева играла важную роль в преодолении их, она имела важное значение для выживания человека как вида. Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него чувство уверенности и силы и потому повышает его способность к самозащите. Гнев - это часть человеческой натуры, но он зачастую воспринимается как нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее. Но, сдерживая, его мы и не подозреваем, что это может привести к негативным последствиям: повышение активности вегетативной нервной системы, что выражается в повышении давления, учащения сердечного ритма и в других физиологических нарушениях. Причины гнева: первая и непосредственная причина - боль; ограничение физической свободы также служит активатором гнева, т.к. вызывает дискомфорт или боль; психологическое ограничение; гнев может быть вызван неправильными или несправедливыми действиями и поступками окружающих, а также определенным эмоциональным состоянием.

Страницы: 1 2 3


Содержание, методы и социально-психологические условия профориентационного консультирования старшеклассников
Профессиональная ориентация (от франц. оrientation - установка) – система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, по оказанию помощи в выборе профессии, в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество. Профориентация – очень объемное понятие. В про ...

Анализ экспериментальных данных по исследованию взаимосвязи страхов и уровня самооценки у детей младшего школьного возраста
На основании результатов изучения самооценки, общая выборка была разделена на 3 группы: «Группа - 1», состоящая из 12 детей с низким уровнем самооценки; «Группа - 2» из 22 детей с нормальной самооценкой; «Группа – 3» из 19 детей с высоким уровнем самооценки. После этого усредненные показатели групп, по выше перечисленным методикам, были ...

Враждебная агрессия в противоположность инструментальной агрессии
Как мы отмечали, агрессия может быть представлена в виде дихотомии (физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая). Завершая обсуждение этой темы, рассмотрим последний вариант дихотомического деления агрессии - агрессию враждебную и инструментальную (Buss, 1961, 1971; Fechbach, 1964, 1970; Hartup, 1974). Термин вражд ...