Psfine

Позитивная психология

Материалы » Особенности эмоциональной структуры личности » Классификация эмоций. Виды эмоций

Классификация эмоций. Виды эмоций
Страница 3

Моральные (нравственно - этические) чувства - это переживания, которые возникают при восприятии и оценке действий, поступков или психических особенностей людей (включая себя) с позиций норм и принципов общественной морали. Близким к ним являются эстетические чувства - переживания прекрасного или безобразного в окружающем нас мире.

Интеллектуальные чувства - это переживания, сопровождающие умственную деятельность. К неспецифическим интеллектуальным чувствам относится переживание, которое бывает не только при умственной деятельности: любопытство, удивление, уверенность, сомнение, чувство нового, чувство иронии и юмора.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии произведений искусства: художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусств.

К высшим проявлениям эмоций многие авторы также относят страсть – встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Страсть – это сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированного вокруг определенного вида деятельности или предмета. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели»

Настроения, представляют собой общее и относительное слабое эмоциональное состояния, но окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Одно настроение может сохраняться неделями, а иногда и месяцами. Вызываются настроения различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины, обусловившие настроение, человеком осознаются не всегда. Выделяют две основные черты, которые характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных состояний: во-первых, настроение не предметно, а личностно; во-вторых, настроение - не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние и основной компонент общего чувственного фона. Настроения очень разнообразны: радостные или печальные, веселые или угнетенные, бодрые или подавленные, а также скука, ликование, восторг и так далее.

Существует еще один вид эмоциональных состояний – стресс. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической биологической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее оно стало использоваться и для описания типичных эмоционально-психических состояний человека в экстремальных условиях - психологический стресс. Последний еще подразделяют на стресс эмоциональный (в ситуациях угрозы, обиды, опасности) и информационный (при информационных перегрузках).

Стрессовые состояния - это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно - психических сил. По выраженности стрессовое состояние занимает промежуточное положение между эмоцией и аффектом, но по длительности протекания оно приближается к настроению. Слабые воздействия не приводят к стрессу, т.к. он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Небольшой уровень стресса даже полезен и необходим для любой психической или физической активности. Следует отметить, что стрессогенные раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или на напоминание о ней. Отсюда понятно, что большей частью стресс в жизни человека инициируется и продуцируется им самим. Все зависит от того, как он реагирует на свое окружение и социально значимые стимулы. Биологической функцией стресса является адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий разного толка: физических и психических. Проявление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Стресс – это нормальное явление в здоровом организме. Он способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы.

Страницы: 1 2 3 


Особенности развития познавательной деятельности младших школьниковю Психологические новообразования в младшем школьном возрасте
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действи ...

Эмпирическая часть. Исследование конфликтности личностию Описание выборки. Оборудование
Для исследования конфликтности личности, я выбрала двух испытуемых в возрасте первый-15 лет, мужской пол; второй-16 лет, женский пол. Оборудование. Методики: 1) Исследование темпераментальных особенностей личности (л\р №23) 2) Исследование учебной тревожности личности (л\р №24) 3) Исследование акцентуации личности (л\р №25) 4) Опро ...

Детерминация возникновения девиаций в поведении подростков
Подростки от 14 до 18 лет составляют около 8% населения всей страны, однако на их долю приходится 16% регистрированных преступлений. За последнее десятилетие преступность выросла в 1,5 раза. В 2008 году по данным КДН 2/3 совершенных преступлений подростками составляли корыстные и корыстно-насильственные преступления. В преступности нес ...