Классификация эмоций. Виды эмоцийСтраница 2
Отвращение - очевидная функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Выражение отвращения опосредуется самой древней в филогенетическом плане частью центральной нервной системы - стволом мозга. Оно наблюдается даже у людей страдающих дисфункцией больших полушарий мозга. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях, связано с чувством превосходства. В эволюционном периоде, скорее всего, выступала своеобразным средством подготовки индивида или группы к встрече с опасным противником. Возможно, презрение является адекватным чувством тогда, когда оно направлено против уродливых социальных явлений. Негативные аспекты эмоции презрения: эмоции отвращения зачастую активируют гнев.
Страх - реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие или безопасность. Страх может быть вызван как физической, так и психологической угрозой. Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Первичной функцией страха является мотивация специфических когнитивных и поведенческих актов, способствующих укреплению безопасности и чувству уверенности. Страх вызывает эффект "туннельного восприятия" и существенно сужает выбор стратегий поведения. Однако страх несет в себе адаптивную функцию, ибо заставляет человека искать способы защиты от возможного вреда. Предчувствие страха может стать импульсом для укрепления "Я", может побуждать индивида к самосовершенствованию с целью снижения собственной уязвимости.
Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающее в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только в ожидании окружающих, но и собственным представлениям о поведении внешнем облике. Выполняет двоякую функцию, которая и определила его роль в эволюции человека. Способность к стыду означает, что индивид склонен учитывать мнения и чувства, окружающих его людей, таким образом, стыд способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности перед обществом. Кроме того, стыд побуждает индивида к приобретению навыков, в том числе и навыков социального взаимодействия.
Вина - играет ключевую роль в процессе развития личности и социальной ответственности, в процессе становлении совести. Для переживания вины характерны высокая степень напряжения, умеренная импульсивность и снижение уверенности в себе. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку или самому себе. В эмоциональном профиле для ситуации вины обнаруживается относительно высокие показатели эмоции печали и страха. Функция вины в том, что она симулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей.
Чувства (высшие эмоции) - особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к реальным или воображающим объектам. Их часто обозначают как вторичные эмоции, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых (первичных) эмоций к объекту чувства. Выражаются чувства через эмоции, но не постоянно, а временами, в зависимости от ситуации. Причем конкретные эмоции как формы переживания определенного чувства могут быть самыми разнообразными. Вторичные эмоции значительно разнообразнее, чем первичные. Чувства человека всегда предметны. Поэтому чаще всего они классифицируются в зависимости от той предметной сферы, к которой они относятся.
Анализ и обсуждение полученных результатов.
Общестатистический анализ.
Тревожность
Степень выраженности в выборке
шкалы
Низкий уровень тревожности
Средний уровень тревожности
Высокий уровень тревожности
1.Ситуативная тревожность
4 чел
12.9%
24 чел
77.4%
3 чел
9.6%
2.Личностная тре ...
Теоретическая частью Особенности психического развития
в раннем возрасте
Раннее детство - возраст от рождения до 3 лет - особый период для развития. В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и основы для психических процессов и лично ...
Естественное внимание
Естественным,
или непроизвольным, вниманием люди и животные наделены с момента рождения. Этот вид внимания направлен на самосохранение и самозащиту – мы непроизвольно обращаем внимание на что-то неожиданное, привлекательное или, напротив, опасное. Естественное внимание видоспецифично – объекты внимания привлекательны в силу естественно ...
