Psfine

Позитивная психология

Структура Я-концепции
Страница 1

Человеческое «Я» является чрезвычайно сложным объектом. Различие первых неоднородностей в структуре «Я» принадлежит Уильяму Джеймсу. Он предложил различать рефлексивное (познающее) и эмпирическое (познаваемое) «Я» так, как различаются процесс и результат. Результат процесса самопознания и является, собственно, Я-концепцией.

Я-Концепция включает в себя компоненты:

Когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.

Эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничтожение и т.д.

Оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение.

Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется социальным опытом. В ее составляющие входят:

1) физическое Я - схема собственного тела;

2) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;

3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

4) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5) экзистенциальное Я - как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.

В Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений из установок можно выделить три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:

Образ «Я» - представление индивида о самом себе.

Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с принятием или осуждением.

Потенциальная поведенческая реакция, - конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

Образ Я и самооценка поддаются лишь условному различию, поскольку в психологическом плане они неразрывно связаны.

Образ и оценка своего «Я» предрасполагают человека к определенному поведению, потому глобальная Я-концепция нами рассмотрена как совокупность установок человека, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные модальности.

Обычно выделяют три основные модальности самоустановок.

1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени.

2. Зеркальное Я - установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. Зеркальное Я выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Этот механизм обратной связи помогает удерживать Я-реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратный диалог с другими и с самим собой.

3. Идеальное Я - установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, ролей, которые человек хотел бы видеть у себя и которые он хотел бы исполнять. Причем идеальные элементы своего Я он формирует по тем же основным аспектам, что и в структуре Я-реального. Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные стремления человека. Эти представления бывают оторваны от реальности. Противоречия между реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших условий саморазвития личности.

Страницы: 1 2


Внутренняя позиция личности как отношение
Взгляды отечественных ученых на позицию как отношение личности разнообразны и отличаются как по определению объекта отношения, так и по глубине раскрытия понятия. Неугасающий на протяжении последних десятилетий интерес к позиции как отношению можно объяснить вниманием к «внутренним условиям», через которые действуют «внешние причины» (с ...

Чтение и общение
Впечатления от прочитанного, выраженные в устной форме, играют важную роль в осмыслении и усвоении информации. Пользуйтесь возможностью высказаться на семинарах, сделать доклад или сообщение на научную тему. Умение последовательно, лаконично, убедительно излагать материал требует специальных навыков, для которых не последнюю роль играет ...

Нарушение отношений матери и ребенка
Эмоциональное неблагополучие ребенка и его причины. Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Разлука матери и ребенка. Хотя Боулби интересовался "неспособностью выработать импринтинг", еще больше его интересовали случаи, когда у ребенка формировалась привязанность к близкому человеку (м ...