Psfine

Позитивная психология

Эмоции и развитие личности
Страница 1

Эмоции, которые переживает человек, оказывают непосредственное влияние на выполняемую им деятельность. Рассматривая взаимодействие эмоций и развитие личности, можно выделить два фактора. Первый – это влияние наследственности на эмоциональный склад личности. Генетические предпосылки играют важную роль в формировании эмоциональности. Вторым фактором является индивидуальный опыт и обучение. Эмоциональные черты индивида обусловлены особенностями его социального опыта, особенно приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими людьми. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребенка, но и интеллектуальное развитие.

Эмоции во многом влияют на родительские чувства и установки. Эмоции, которые проявляет маленький ребенок, вызывают у родителей эмоциональный отклик.

Эмоции влияют на сексуальное влечение и на отношения между супругами.

Эмоциональное управление обеспечивает коррекцию действия адекватно смыслу происходящего для субъекта, для удовлетворения имеющихся у него потребностей. Л.С. Выготский писал, что «единство аффекта и интеллекта» может обеспечить полноценное осуществление любых форм деятельности, что предполагает развитие на протяжении детства каждой из них в отдельности, а также установление новых межсистемных связей.

Исследование эмоций и их развитие имеют существенное значение для изучения развития человеческой психики. Выготский указывал на изменения в познавательной деятельности, которые происходят в течение детства и связаны с изменениями в мотивационно-познавательной сфере личности ребенка.

Используя опыт, накопленный в мировой психологии, и опираясь на данные собственных исследований, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. выдвинули ряд принципиально важных положений относительно зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, их регулирующей роли в этой деятельности, их развитии в процессе усвоения человеческим индивидом общественного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Развитие эмоций тесно связано с развитием мотивов и поведения, с появлением у ребенка новых интересов. На протяжении детства происходит не только глубокая перестройка органических потребностей, но и усвоение создаваемых обществом материальных и духовных ценностей, которые при определенных условиях становятся содержанием внутренних побуждений ребенка, а впоследствии и взрослого.

В ходе формирования новых мотивов поведения существенно меняется характер эмоциональных проявлений ребенка. Однако как показали исследования, эмоции не только выражают те или иные особенности мотивации поведения ребенка, но и играют существенную роль в реализации этих мотивов. Внутренняя детерминация деятельности мотивами осуществляется не непосредственно, а с помощью особого психологического процесса регулирования, названного процессом эмоциональной коррекции поведения. Эта эмоциональная коррекция общую направленность и динамику поведения в соответствие со смыслом ситуации и производимых в ней действий для субъекта, для реализации его ценностных установок. Ж. Пиаже указывал, что когнитивная и эмоциональная регуляции действий проходят прогрессивный путь развития на протяжении всего детства, согласуясь и дополняя друг друга.

Эмоции – это особая форма отражения действительности, при посредстве которой осуществляется регуляция общей направленности и динамики поведения.

Личностные особенности, сформировавшиеся в прошлом опыте, играют большую роль в интенсивности и характере проявления эмоциональных процессов.

На ранних стадиях возрастного и функционального развития аффекты возникают после произведенного действия в качестве положительной или отрицательной эмоциональной оценки непосредственно воспринимаемой ситуации и уже фактически достигнутого результата действий. На более поздних ступенях они могут проявляться до выполнения действия в форме эмоционального предвосхищения его возможных последствий и той представляемой ситуации, которая может возникнуть, когда действие будет завершено. Это эмоциональное предвосхищение возникает в результате внутренней ориентировочно-исследовательской деятельности, формирующейся на основе его практического взаимодействия с окружающей действительностью. Вначале эта деятельность складывается как внешняя, развернутая и предполагает соучастие в непосредственно воспринимаемых и переживаемых. Затем на этой основе деятельность может приобрести внутренний характер и осуществляться в эмоциональном воображении.

Страницы: 1 2


Развитие фотографической зрительной памяти
Фотографическая зрительная память, позволяющая длительно удерживать и быстро восстанавливать в памяти зрительные образы, будет полезна не только для динамического чтения. Следующее упражнение поможет развить такую способность. "Фотографирование информации" За одну секунду (это время произнесения слов "двадцать один" ...

Зарождение коллектива.
Модель группы «Песок». Этот этап свойственен только что созданным группам или тем группам, где люди не могут тесно общаться, проявлять свои искренние чувства. Каждый член группы чувствует некоторое стеснение, защищается, старается повысить свою роль в решении стоящей задачи. Люди стремятся скрыть свои чувства, слабости, пытаются быть ...

Психология судебных прений и судебной речи
Самостоятельной частью судебного разбирательства являются судебные прения, в которых каждое участвующее в деле лицо излагает свою точку зрения на обстоятельства дела и предстоящие разрешению вопросы на основе доказательств, проверенных в ходе судебного следствия. В своих речах заинтересованные стороны обосновывают доказанность или недок ...