Анализ существующих программ, направленных на коррекцию
агрессивностиСтраница 1
Существуют различные коррекционные программы, направленные на преодоление агрессивности на разных возрастных этапах. Наиболее разработанными являются программы для подросткового возраста. Примером такой программы может послужить комплексная методика коррекции нарушений поведения у детей, разработанная И.А. Фурмановым, которая включает в себя три взаимосвязанных программы. [16]
Программа «Тренинг модификации поведения» для агрессивных подростков и юношей с асоциальной направленностью поведения. Данная программа состоит из двух блоков:
· Психодиагностический блок. Его цель – получение информации об индивидуально-психологических особенностях каждого ребенка, характере нарушений в поведении, а также системе и психологических условиях семейного воспитания.
· Коррекционный блок – психологический тренинг интегративного типа с элементами психотерапевтических техник. Цель тренинга – поиск альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими. В ходе проведения тренинга решаются основные задачи: осознание собственных потребностей; отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния; формирование адекватной самооценки; обучение способам внутреннего самоконтроля; формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирование будущего.
Программа «Тренинг эффективности родителей». Она предназначена для работ с родителями, которые испытывают трудности в воспитании детей с нарушениями в поведении. Направленность тренинга состоит в создании психологических условий для преодоления родительских и приобретения родителями нового опыта взаимодействия с детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков. В ходе проведения тренинга решаются следующие задачи: переосмысление роли и позиции родителя; взаимопонимание и взаимоуважение прав и потребностей друг друга (детей и родителей); снижение тревожности и приобретение уверенности в себе; формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье; выработка эффективного стиля взаимодействия с детьми.
Программа «Тренинг психологической компетентности педагога». Цель программы – информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях личности подростков с нарушениями поведения и обучение эффективным способам взаимодействия с такими детьми средствами конфликтологии и игротерапии (проигрывание критических ситуаций в сфере межличностных отношений). Основными задачами тренинга являются: распознание и идентификация собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми; обучение приемам регуляции психического равновесия; снятие личных и профессиональных ограничений; освоение методики контакта с неблагополучными детьми и выработка эффективного стиля взаимодействия.
Безусловной ценностью данной программы является ее интегративность. В ней объединены коррекционно-развивающие приемы и упражнения для самих детей, а так же для окружающих их людей, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие личности. Это важно учитывать при коррекции агрессивного поведения детей любого возраста. Преимуществом данной программы так же является интегративный подход к коррекционной работе с самими детьми, где одними из задач являются отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регуляции своего состояния, формирование моральной позиции. Учитывая эти положения будет строиться и настоящая коррекционно-развивающая программа.
Примером коррекционно-развивающей программы для дошкольного возраста можно привести следующие программы.
Семенака С.И. разрабатывает цикл коррекционно – развивающих занятий, направленных на формирование эмпатии и профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников. По мнению Семенака С.И., выделяет в качестве важнейшего фактора контролирующего агрессию – формирование эмпатии. [11] В психологии под эмпатией понимается постижение эмоционального состояния, проникновение, переживание за другого человека. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Как особые формы эмпатии выделяют: сопереживание – переживание тех же эмоциональных состояний, что испытывает другой человек, через отождествление с ним; сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами другого. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будут проявлять враждебность и агрессивность.
Практическая часть
Основу любой науки составляет изучение фактов. Те способы, при помощи которых добываются, вытесняются факты, называются методами науки. Методы каждой науки зависят от ее предмета - оттого, что она изучает. Методы детской психологии – это способы выяснения фактов, характеризующих психического развития ребенка.
Казалось бы, эти факты окр ...
Задачи юридической психологии
Юридическая психология как наука ставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие и частные.
Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.
Частные задачи юридической психологии относятся к ра ...
Профессиональная ориентация школьников 9 – 11 классов в средне
образовательных школах
В мае 2007 года было проведено анкетирование учеников 9 – 11 классов общеобразовательных школ города Красноярска. Целью данного исследования является выявление проблем профессиональной ориентации данной категории. В качестве выборки использовалась вероятностная выборка.
В анкетировании приняло участие 100 респондентов, из них 77% девуш ...
