Psfine

Позитивная психология

Структура Я-концепции
Страница 2

Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р.Бернсом, многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.

4. Конструктивное Я (Я в будущем). Именно ему свойственна обращенность в будущее. Главное отличие конструктивного «Я» от идеального Я заключается в том, что он пронизан действенными мотивами, и они больше соответствуют признаку «стремлюсь». В Я-конструктивное переносятся те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.

Необходимо отметить, что любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему строению происхождение, состоящее из четырех аспектов отношения: физическое, эмоциональное, умственное и социальное Я.

У детей в процессе индивидуального развития складывается не только представление о себе, но и представление о том, каким им хочется быть. У некоторых детей идеальное Я не слишком отличается от реального, так что они и не думают о самосовершенствовании. У других, напротив, идеальное Я (называемое также эго-идеалом) – это отдаленная цель, того, чего требуется достичь. Примером идеального Я может служить человек, которым ребенок восхищается. Иногда эго-идеал реалистичен, иногда является чистой фантазией.

Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения отдельных ее элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, можно использовать схему, предложенную У.Джеймсом, которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы (рис. 2).

Рисунок 2 - Структура Я-концепции

В данной схеме представлена Я-концепция в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, которая включает всевозможные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой - осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс глобальное, личностное Я рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее и Я-как-объект. Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них представляет собой чистый опыт, а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект). Однако не следует забывать об условности такого разграничения, невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти элементы настолько связаны, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует лишь в процессах осознания и является содержанием этих процессов, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно.

Страницы: 1 2 


Объем кратковременной памяти и внимания у школьников
Для представления общего состояния объема кратковременной памяти у школьников на сегодняшний день данные представлены в виде диаграммы (рис. 3). Рисунок 3 – Показатели объема кратковременной памяти Из диаграммы видно, что у большей половины (57 %) школьников объем кратковременной памяти ниже среднего. На втором месте (31 %) объем па ...

Отношения между типами личности и окружения
Так как реальная личность (как и окружение) содержит в себе элементы разных типов, то она может быть более или менее однородной, дифференцированной и конгруэнтной. Понятие «однородность» Данное понятие применяется как к типам личности, так и к типам окружения. Одни типы более схожи друг с другом, чем другие. Так, социальный и артистич ...

Структура общения
В структуре общения различают: 1) коммуникативную сторону; 2) интерактивную сторону; 3) перцептивную сторону. Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информацией между людьми. Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения: 1) происходит не только передача информации, но и ее формирование, ут ...