Psfine

Позитивная психология

Структура Я-концепции
Страница 2

Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р.Бернсом, многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.

4. Конструктивное Я (Я в будущем). Именно ему свойственна обращенность в будущее. Главное отличие конструктивного «Я» от идеального Я заключается в том, что он пронизан действенными мотивами, и они больше соответствуют признаку «стремлюсь». В Я-конструктивное переносятся те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.

Необходимо отметить, что любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему строению происхождение, состоящее из четырех аспектов отношения: физическое, эмоциональное, умственное и социальное Я.

У детей в процессе индивидуального развития складывается не только представление о себе, но и представление о том, каким им хочется быть. У некоторых детей идеальное Я не слишком отличается от реального, так что они и не думают о самосовершенствовании. У других, напротив, идеальное Я (называемое также эго-идеалом) – это отдаленная цель, того, чего требуется достичь. Примером идеального Я может служить человек, которым ребенок восхищается. Иногда эго-идеал реалистичен, иногда является чистой фантазией.

Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения отдельных ее элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, можно использовать схему, предложенную У.Джеймсом, которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы (рис. 2).

Рисунок 2 - Структура Я-концепции

В данной схеме представлена Я-концепция в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, которая включает всевозможные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой - осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс глобальное, личностное Я рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее и Я-как-объект. Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них представляет собой чистый опыт, а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект). Однако не следует забывать об условности такого разграничения, невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти элементы настолько связаны, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует лишь в процессах осознания и является содержанием этих процессов, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно.

Страницы: 1 2 


Память
Теперь давайте немного займемся памятью. В первую очередь необходимо определить, какой тип репрезентации в сознании имеющейся в памяти информации* [* Данная типология памяти представлена в удобном для практического использования виде.] является для вас наиболее характерным, т. е. каким образом вы вспоминаете, в каком виде информация &qu ...

Социализация в семье
Социализация - постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как развития саморегуляции и становления самосознания. Как в отечественной, так и зарубежной психологии традиционно признается главным агентом социализации семья. Гендерная социализация в семье - сложный процесс, в ...

Психолого-педагогические основы формирования навыков понимания другого человека младшими школьниками. Проблема понимания человека человеком в психолого-педагогической литературе
Среди проблем, в разработке которых одинаково заинтересованы как теоретические науки о человеке, так и практика, важное место занимает проблема отражения людьми другу друга в процессе различных видов деятельности. Известный ученый Э.Межелайтис [10, с.5-37] говорил, что мы должны научиться читать едва уловимый шифр человеческой души, и ...