Психология индивидуальности
«Под личностью я понимаю целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным»*
По концепции Ананьева индивидуальность представляется как четыре единые структуры:
1). Индивид - биологическая структура. Человек появляется на свет как индивид, в котором заложены природные свойства, развивающиеся по определенной генетической программе.
2). Субъект деятельности - индивид формируется как субъект деятельности с течением времени. Понимание человека как субъекта деятельности включает три основных компонента: сознание как отражение действительности; деятельность как преобразование реальности или творчество как создание чего-то нового или оригинального. В деятельности формируется познавательная сфера психики (восприятие, память, мышление, внимание), волевая и эмоциональная.
3). Личность - человек, который формируется в социуме. Исходными характеристиками для личности являются статусно-ролевые и ценностные ориентации, на базе которых формируются мотивация и направленность, характер человека. Личность - субъект социальных отношений и сознательной деятельности
4). Индивидуальность - сложная структура, которая является целостным образованием с определенной организацией свойств. Формируется под воздействием жизни в обществе из субъекта деятельности и личности.
Индивидуальность, в отличие от личности, является закрытой миру системой. Если представить человека в виде сосуда, горлышком его будет личность, а все что внутри сосуда – индивидуальностью: “Личность - вершина человека, индивидуальность - его глубина”.**
Теоретические подходы к исследованию общения
Информационные подходы
базируются на трех основных положениях:
1) содержание информации может быть преобразовано в различные символы;
2) человек является своеобразным экраном, на который «проецируется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки;
3) существует некое пространство, в котором взаимодействуют дискретные ор ...
Динамика ценностных ориентаций молодежи
При анализе динамики ценностных ориентаций молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов — преемственности и изменчивости. Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования ценностей идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. Изменение социальных условий, смена общественных ц ...
Художественная перцепция как процесс познания человека школьником
Искусство – своего рода полигон для развития эмоционально-волевых, мотивационных и других аспектов личности. Мы учимся чувствовать, хотеть, относиться к другим людям через искусство. Мы учимся быть людьми через искусство.
А.А.Леонтьев
Знания о человеке вообще и о себе, в частности, субъект черпает из самых различных источников, среди ...
