Psfine

Позитивная психология

Материалы » Методологические основы психологии » Таблица-схема «Постулат непосредственности» и способы его преодоления в различных психологических школах [11, 18]

Таблица-схема «Постулат непосредственности» и способы его преодоления в различных психологических школах [11, 18]
Страница 1

Психологические школы

Основные методологические принципы

Способы преодоления «постулата непосредственности»

Ассоцианистическая психология

Принцип непосредственности. Согласно основным положениям представителей этого течения, все содержание нашей пихики определяется на основе непосредственной связи, ассоциации между нашими предеставлениями. Все содержание нашей психической жизни базируется на ассоциациях, закрепленных между психическими явлениями.

Психоанализ

Метод психоанализа

(от греч. psyche - душа и analysis - разложение, расчленение) - основной метод исследования личности, разработанный в рамках фрейдизма и неофрейдизма и базирующийся на проникновении в бессознательное личности в процессе доверительной беседы посредством различных приемов, позволяющих исследователю (и с его помощью в психотерапевтических целях - исследуемому) осознать истинные причины внутренних психических конфликтов и на этой основе уяснить для себя психическую сущность данной личности, методы психокоррекционной работы с ней.

Учение, разработанное З.Фрейдом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека.

Бихевиоризм

В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные „эмоции“) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами.

Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30–х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции.

предполагается выявить закономерную и непосредственную взаимосвязь каких-либо объективно констатируемых параметров внешних раздражителей, с одной стороны, и реакций как столь же элементарных составляющих поведения, с другой.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского

Сущность культурно – исторической концепции.

1.

Л. С. Выготский. 1913 – Московский университет (юридическии факультет).

1917 – 23 – Гомель работал учителем

1924 – инситут в Москве.

Основные работы:

Педагогическая психология, Исторический смысл псих. кризиса, Мышление и речь, История развития высших псих. функции, Учение о эмоциях, поведение животных и человека, Психология и подростка, Психология исскуства, Лекции по возрастной психологии.

2.

Основные положения:

1.Человек выделился из животного мира благодая орудию.

2.Человек овладевает природой с помощью орудий, а собственной природой – психологической орудией.

3.В качестве психологических орудий выступают - знаки.

4.Психологические орудия лежат в основе высших психических функций.

5.Овладение знаками, психическими орудиями происходит в процессе интериозации.

6.Главным содержанием онтегенеза психики человека является не развертывание генетической программы, а усвоение культурно – исторической концепции.

Вопросы разрабатываеми Выготским:

-О кризисе психологии.

-О роли обучения.

-О психологических системах.

-О сознании.

-О зоне ближайшего развития.

-О мышлении.

Концепция Ж.Пиаже

Генетическая психология

- учение, разработанное Женевской психологической школой Ж.Пиаже и его последователями, изучающая происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в детском возрасте. Ее психологическая концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма (центрация) через децентрацию к объективной позиции путем экстерио- и интериоризации.

Страницы: 1 2


Вертикальное движение глаз
Вертикальный просмотр текста при чтении возможен только при широком поле четкого видения. Однако важно не только видеть строку целиком, но и понимать ее содержание. В понимании текста при вертикальном прочтении поможет только практика. " Газета-спринт" За 15—20 минут просмотрите четырехстраничную газету с вертикальным движе ...

Неблагоприятный вариант Я-концепция
Неадекватное представление о своем физическом облике может приводить к кратковременным нервным расстройствам, становиться первопричиной возникновения сложных невротических комплексов, основывающих на чувстве собственной неполноценности. Следствием этого является неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ), ни ...

Я-концепции как структурный элемент СУМ. Понятие Я-концепции
Термин «Я-концепция» (на английском «self-conception», дословно «концепция себя») появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины «образ себя», «самосознание». Я-концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойст ...