Psfine

Позитивная психология

Материалы » Профессиональная ориентация школьников » Основные методы профориентации

Основные методы профориентации
Страница 1

Обычно при рассмотрении практической методики выделяют:

1) имитационную модель, где отражается смысл и содержание методики;

2) психотехническую модель, где отражены условия использования методики, а в хорошо описанных методиках и возможные трудности при ее проведении. Имитационная и психотехническая модели относятся к методике как к «внешнему средству», представленному в различных книгах и метадических пособиях. Чтобы методика работала, необходим подготовленный для ее использования специалист, разбирающийся в смоделированных в методике проблемах (владеющий имитационной моделью) и умеющий провести ее практически (владеющий психотехнической моделью). Все это относят к методике как к «внутреннему средству работы психолога». Современное продвижение медицинских услуг в интернете evenbetter.ru.

Как отмечает Е. А. Климов, методика — это как минимум совокупность внешних и внутренних средств профессиональной деятельности психолога.[5] Иногда бывает так, что психолог хорошо разбирается в проблематике, но не умеет работать подобными процедурами практически. И тогда использовав методики будет менее эффективным.

При прогнозировании эффективности методики важно еще учесть, насколько предполагаемые учащиеся (клиенты) готовы воспринять смоделированные проблемы и участвовать в данных процедурах. Важно учитывать и приемлемость рассмотрения этих проблем в данном учреждении (например, нет ли противодействия со стороны администрации и коллег), а также приемлемость использования процедуры методики (например, в некоторых школах администрация иногда заявляет: «Нашим школьникам тесты уже надоели»). В подобных ситуациях профконсультанту нужно либо постараться «просветить-переубедить» администрацию, что далеко не всегда получается, либо, прекрасно понимая необходимость тестирования или использования игровых методов, работать с этими методами как-то «полуподпольно», чтоб не сталкиваться с открытым противодействием влиятельных в школе лиц. Тем более что сам психолог (как специалист с высшим образованием) в немалой степени отвечает за то, как и с помощью каких методов он работает.[11]

Ниже представлены основные группы методов профориентации, составленные в соответствии с выделенными ранее основными целями профориентационной помощи.

Информационно-справочные, просветительские методы:

o профессиограммы — краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);

o справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);

o информационно-поисковые системы — ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): «ручные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);

o профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);

o экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);

o встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии);

o познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

o профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные «мероприятия»);

o учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для нашей страны, так как показывать почти нечего);

o использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения «производить впечатление» на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения «объема» профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода «редакторским правкам» и «цензуре»);

Страницы: 1 2 3


6 правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям. Поступайте так, и вас будут радушно принимать повсюду.
Карнеги говорит, что можно побудить даже самых популярных людей в Америке уделить вам внимание и время и сотрудничать с вами, проявив к ним искренний интерес. Человек, который не интересуется своими собратьями, испытывает самые большие трудности в жизни и причиняет самый большой вред окружающим. Именно в среде подобных людей и появля ...

Техника наложения якоря на некоторые проблемные ситуации
Триггер – пусковой механизм, который запускает, например, ситуацию тревоги (преподаватель). Вспоминаем и накладываем якорь. Якорь необходимо постоянно обновлять. Сфера использования: от работы с негативными состояниями до самолечения. ...

Распределение ролей в команде
В современном бизнесе существует два основных подхода к созданию команд. Первый основывается на укреплении и развитии команд, образовавшихся естественным образом (так называемый team building). Второй подход более сконцентрирован на принципах проектирования команды и распределения в ней ролей. Главной целью второго подхода является пов ...