Основные методы профориентацииСтраница 3
o сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); иногда они позволяют клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта;
o «пламенные» публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов, но в других случаях могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов;
o профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;
o личное обаяние профконсультанта (то, что от природы, и то, что можно самостоятельно в себе развивать);
o различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;
o «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т. е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не «торжественное заорганизованное мероприятие»).[10]
Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решений:
o построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, которые позволяет наглядно (на листочке) представить возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;
o построение системы различных вариантов действий клиента в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;
o использование различных схем альтернативного выбора из имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).[10]
Почти любая методика и форма работы обладает определенным активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы определить и использовать этот потенциал. Например, даже такая традиционно «неактивная» форма работы, как лекция, может оказаться более активизирующей, чем иная психотерапевтическая группа (если лекция проводится с умелым сочетанием вербальных и невербальных средств, по умело выстроенной и понятной логике изложения, а также при расчете на подготовленную аудиторию).
Другой пример — беседа. При умелой организации, а так при внутренней готовности участников (уже созданной мотивации и т. п.) беседа позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. Заметим, что именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышлено-воображаемого действия. В частности, беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни клиента и выхода на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования. К сожалению, к такой работе готовы далеко не все клиенты и профконсультанты, часто ориентируясь лишь на «конкретную» помощь в конкретной (однозначной) ситуации.
И все-таки существуют методы, у которых активизирующий потенциал по сравнению с другими методиками представлен в более доступном и понятном для многих психологов и их клиентов виде. Такие методы и называются собственно активизирующими.[4]
Сущностный анализ понятия "внимание"
Внимание всегда есть сосредоточенность на чем - либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлен ...
Стресс-совладающее поведение (копинги)
Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития [Никольская, Грановская, 2000, стр. 70]. Четыре года спустя, в [[1966]] году Р. Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ...
Трансовые методики
тренинг на развитие интуиции.
Визуал:
друг на против друга
один закрывает глаза
другой закрывает глаза
мысленно обходим партнера (представляем его)
мысленно дотрагиваемся
задача партнера – определить
Слуховой образ:
закрывает глаза только принимающий, другой говорит цифры 1-3
может представить туннель, по которому транслируетс ...
